условиях тесного переплетения художественного и нехудожественного, эта проблема тесно связана и с проблемой взаимодействия искусств. Ведь, если на первых двух этапах искусство самоидентифицировалось через разрыв с официозом советского периода, то сегодня старается идентифицировать себя в сравнении с мировым художественным, с повседневностью как таковой, вырабатывает свое отношение к «клиповой», симулятивной реальности, лавирует между стремлением к расширению границ, к взаимодействию на всех уровнях и попытками определения границ этой свободы, страхом потери собственной идентичности вместе с желанием отдельных художников раствориться в повседневности. Так, естественной реакцией на деконструкцию советского прошлого (первый и второй этапы) стала мода на социалистическое искусство (третий этап). Дополнительным элементом, добавляющим особости русскому постмодернизму, становится разобщенность художественной и социальной жизни «центра» и провинции, тенденция мира искусства к обращенности на себя, хотя в этом направлении существует и тенденция к диалогу. В том числе диалогу внутри мира искусства, диалогу между явлениями, его составляющими. Резюмируя сказанное, отметим, что в условиях вступления современной европейской культуры в конце XX в. в следующий переходный этап своего развития, разрушения целостности прежней социокультурной системы, проявились черты кризиса ментальности, глубочайших сдвигов, произошедших в мировоззрении и мироощущении человека, появилось новое ощущение времени и пространства культуры, ознаменованное понятием постмодернизма, «конституирующего себя как пост-современная, т. е. постнеклассическая философия» [41,с. 206]. Наиболее убедительна точка зрения, что термин «постмодернизм» обозначает литературно-художественное направление, охватившее философию, эстетику, искусство и характеризующееся осознанием ограниченности социального прогресса, поисками новых ответов на извечные вопросы бытия. Переходность состояния, неопределенность 51 |
считать подмену и реальности симулятивной антимодернизм, гипперреальностью. идеологический и детерминизм эстетический редукционализм, эклектизм, постисторизм. утопизм. нитатность. связь с политизированность мейнстрима художественной жизни, традициями андеграунда предыдущего периода. Особенно остро в этих условиях стоит проблема идентификации искусства как такового и в творческом, и в идеологическом смыслах, а в условиях тесного переплетения художественного и нехудожественного, эта проблема тесно связана и с проблемой взаимодействия искусств. Ведь если на первых двух этапах искусство самоидентифицировалось через разрыв с официозом советского периода, то сегодня старается с идентифицировать себя в сравнении с мировым художественным, повседневностью как таковой, вырабатывает свое отношение к «клиповой», симулятивной реальности, лавирует между стремлением к расширению границ, к взаимодействию на всех уровнях и попытками определения границ этой свободы, страхом потери собственной идентичности вместе с желанием отдельных художников раствориться в повседневности. Так, естественной реакцией на деконструкцию советского прошлого (первый и второй этапы) стала мода на социалистическое искусство (третий этап). Дополнительным постмодернизму, , элементом, становится добавляющим разобщенность особости русскому и художественной социальной жизни «центра» и провинции, тенденция мира искусства к обращенности на себя, хотя в этом направлении существует и тенденция к диалогу. 3.2. Текст в теории постмодернизма Значение, парадигме, которое обретает В текст в современной ситуации мнению культурной иллюзия некоторых неслучайно. постмодернистской текста, 106 существования бесконечного согласно |