Проверяемый текст
Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. — М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2001. — 752 с.
[стр. 110]

В качестве особого вида гражданско-правового договора, авторские договоры подразделяются на множество отдельных разновидностей, каждая из которых имеет свои особенности.
В зависимости от того, является ли предметом авторского договора уже готовое произведение или произведение, которое еще только
необходимо создать, различаются авторские договоры заказа и авторские договоры на готовое произведение.
Авторский договор
заказа подробно регламентирует требования, предъявляемые к будущему произведению, в частности, определяет его жанр, назначение, объем и другие параметры, устанавливает сроки и форму представления работы заказчику, порядок устранения замечаний и т.п.
Автор имеет право
на получение аванса и несет ответственность за нарушение принятых на себя обязанностей.
В тех случаях, когда предметом авторского договора является уже готовое произведение, оно обычно рассматривается и одобряется пользователем до заключения договора.
Поэтому все указанные выше вопросы для данного договора значения не имеют, и основное внимание уделяется проблеме использования произведения.

В зависимости от того, становится ли приобретатель авторских прав по договору единственным
обладателем или не становится таковым, авторские договоры подразделяются на договоры о передаче исключительных прав и договоры о передаче неисключительных прав.
Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам.
По авторскому договору о передаче неисключительных прав пользователю разрешается использование произведения наравне с самим автором и другими лицами, получившими от автора разрешение на использование произведения аналогичным способом.

Субъектами авторского договора являются автор или его правопреемник, с одной стороны, и пользователь произведения, с другой.
По законодательству СРВ, а также РФ в тех случаях, когда автором произведения является 109
[стр. 267]

267 торских прав, их можно условно признать авторскими договорами широком смысле.
Хотя на них и не распространяются прямо правил) установленные ст.
30-34 Закона РФ «Об авторском праве и смежны правах», не исключается применение к таким договорам некоторых к них по аналогии Закона.
При их заключении и исполнении должн приниматься в расчет и другие требования авторского законодательс ва, в частности обеспечивающие охрану прав непосредственных созд телей произведений.
В принципе же рассматриваемые договоры заел, живают того, чтобы хотя бы в общих чертах быть урегулированным! авторским законодательством.
• Дальнейший анализ охватывает собой лишь авторские договоры их точном смысле.
I % 2.
КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОРСКИХ ДОГОВОРОВ , )1 Выступая в качестве особого вида гражданско-правового догово! авторский договор, в свою очередь, подразделяется на множество 1 дельных разновидностей, каждая из которых имеет свои особен» Существует довольно много критериев, опираясь на которые можно вести классификацию существующих авторских договоров.
При самые разные классификации не исключают друг друга, если их вания не надуманы и не произвольны, а объективны и существен^ Так, авторские договоры могут подразделяться на отдельные гр пы в зависимости от вида произведений, по поводу которых они зак чаются.
В связи с этим могут быть выделены, в частности, автор*, договоры на создание и использование литературных, музыкалы аудиовизуальных, архитектурных и других произведений.
Даже если: договоры предусматривают один и тот же способ использования I изведений, вид последних оказывает определенное влияние на со^ жание самого договора.
Например, ранее действовавшее закон< тельство предусматривало, а практика выделяет и сейчас отдельных издательских договора — на издание литературных, м} кальных произведений и произведений изобразительного искусе Каждый из них обладает известной спецификой, выражающей^ своеобразии предмета, сроках представления и порядке рассмотри произведения, правах и обязанностях участников и т.д.
В зависимости от того, является ли предметом авторского дого* уже готовое произведение или произведение, которое еще только!
обходимо создать, различаются авторские договоры заказа и авт ские договоры на готовое произведение.
Авторский договор
за! подробно регламентирует требования, предъявляемые к будуя произведению, в частности определяет его жанр, назначение, объ< другие параметры, устанавливает сроки и форму представления р! ты заказчику, порядок устранения замечаний и т.
п.
Автор имеет п^


[стр.,268]

268 на получение аванса и несет ответственность за нарушения принятых на себя обязанностей.
В тех случаях, когда предметом авторского договора является уже готовое произведение, оно обычно рассматривается и одобряется пользователем до заключения договора.
Поэтому все указанные выше вопросы для данного договора значения не имеют, и основное внимание уделяется проблеме использования произведения.

Иногда в юридической литературе предлагается выделять наряду с договором заказа и договором на готовое произведение третью разновидность авторского договора — договор на готовое, но еще не одобренное произведение1 .
По мнению других ученых, которое заслуживает поддержки, в этом нет никакой необходимости2 .
В данном случае о готовом произведении можно говорить только условно, так как пользователь, еще не одобривший произведение, может потребовать от автора его доработки или даже отклонить произведение в связи с его непригодностью.
Поэтому данный договор не утрачивает характера договора заказа, в рамках которого могут быть урегулированы все возникающие вопросы, в том числе связанные с выплатой аванса.
Авторские договоры могут быть связаны с использованием еще не обнародованного произведения или произведения, которое уже доведено до всеобщего сведения.
Как правило, это оказывает существенное влияние на такие условия авторского договора, как размер гонорара и форма его выплаты.
Авторы необнародованных произведений обычно получают особое вознаграждение за предоставление пользователю права на первое знакомство публики с произведением.
Например, по ранее действовавшему типовому постановочному договору автор драматического произведения за его создание и уступку права первого публичного исполнения имел право получить от театра вознаграждение в размере: а) при подписании договора (аванс) — 25%; б) по принятии театром'произведения — 50%; в) после первого спектакля (пре-: мьеры) — 25%.
Театры, которые осуществляли постановку уже обнародованного драматического произведения, выплачивали автору (лишь поспектакльное вознаграждение за публичное исполнение его Произведения.
Специфической чертой договора, связанного с повторам использованием произведения, являлось право автора на внесе-ние исправлений и изменений в созданное им произведение.
Поэтому Даже тот пользователь, с которым автор состоял в договорных отноше-риях, мог, например, переиздать произведение только при условии Камышев В Г Издательский договор на литературные произведения.
М., 1969.
С.
43; нко А.
К.
Издательский договор.
С.
25— 26.
Чернышева С.
А Правовое регулирование отношений авторов литературных про-ений с издательствами в СССР' Автореф канд дис.
М, 1970.
С.
6; Никитина М.
И.
орское право на произведения науки, литературы и искусства.
Казань, 1972 С.
98.


[стр.,272]

272 Таким образом, каких-либо принципиальных различий между договорами об использовании произведений и авторскими лицензионными договорами не существовало.
Поэтому отказ нового авторского законодательства от этого деления можно только приветствовать.
Представляется, что отсутствуют достаточные основания для подобного подразделения авторских договоров и в научном плане.
В зависимости от того, становится ли приобретатель авторских прав по договору единственным
их обладателем или не становится, авторские договоры подразделяются на договоры о передаче исключительных прав и договоры о передаче неисключительных прав.
Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам.
По авторскому договору о передаче неисключительных прав пользователю разрешается использование произведения наравне с самим автором и другими лицами, получившими от автора разрешение на использование произведения аналогичным способом.

Указанное деление авторских договоров в ранее действовавшем законодательстве отсутствовало и впервые закреплено Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах».
Ранее считалось, что пользователь во всех случаях приобретает исключительные права на произведение.
Правда, некоторые типовые авторские договоры, например Типовой издательский договор на литературные произведения, предоставляли авторам возможность выдавать разрешения на использование произведения прямо указанным в нем лицам, например редакциям газет и журналов.
Не исключалось также включение в договор прямой оговорки о том, что за автором сохраняется право на заключение иных авторских договоров в отношении созданного им произведения.
Однако все это не колебало общего принципа об исключительном характере передаваемых по авторскому договору прав.
Новый авторский Закон устанавливает прямо противоположное правило.
Согласно п.
4 ст.
30 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не установлено иное.
Такое решение вопроса заслуживает полной поддержки как повышающее уровень авторско-правовой охраны и соответствующее общепринятой практике.
Наконец, большое практическое значение имеет подразделение авторских договоров в зависимости от способа использования произведения.
В ранее действовавшем законодательстве на основе данного классификационного критерия выделялись отдельные виды авторских договоров — издательский, постановочный, сценарный и т.
п.
В Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах» подобное деление авторских договоров отсутствует.
Однако оно в отличие от наду

[Back]