Проверяемый текст
Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. — М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2001. — 752 с.
[стр. 128]

Глава 3.
Защита прав авторов литературных произведений §1.
Гражданско-правовая защита прав авторов Обеспечение надежной правовой защитой прав авторов является одним из важных условий успешного развития науки, литературы и искусства.
Защита авторских прав охватывает совокупность мер, направленных на восстановление или признание авторских прав и защиту интересов их обладателей при их нарушении или оспаривании.
Действующее
вьетнамское, а также российское законодательство предусматривает различные виды, формы, средства и способы защиты авторских прав.
К сожалению, не все возможности, Ф заложенные в нормах права, реализуются на практике.
В общем виде право на защиту можно определить как предоставленную управомоченному лицу возможность применения мер правоохранительного характера для восстановления его нарушенного или оспариваемого права.

Субъектами права на защиту являются, прежде всего, сами авторы произведений науки, литературы и искусства,
а также их наследники и иные правопреемники.
При жизни автора, по общему правилу, только сам автор или его уполномоченный представитель могут выступать с требованием о защите нарушенных или оспариваемых авторских прав.
Если автор опубликовал свое произведение анонимно или под вымышленным именем, в защиту его прав и охраняемых законом интересов может выступать издательство, иной пользователь произведения или организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе.

После смерти автора требования, вытекающие из нарушения его авторства, неправильного указания имени автора, неприкосновенности произведения, могут быть заявлены наследниками автора, лицом, на которое автор в своем завещании возложил охрану своих произведений после смерти, а также авторско-правовой организацией или
127
[стр. 363]

363 цией.
Разумеется, не все изъятия из сферы авторского права, предус мотренные ст 18—26 Закона РФ «Об авторском праве и смежнь правах», могут быть практически применены к объектам смежнь прав.
Часть их них по своей сути таковы, что рассчитаны только произведения науки, литературы и искусства, часть других покрыв ется рассмотренными выше ограничениями.
Однако оставшиеся I чаи в равной мере касаются как авторских произведений, так и обг тов смежных прав.
Так, исполнение, постановка, фонограм» передача в эфир и по кабелю могут свободно воспроизводиться, судебных целей, использоваться во время официальных и религис ных церемоний и т.
д.
Тогда, когда условия свободного использования объектов сме прав и авторских произведений применительно к одним и тем случаям их использования (цитирование, использование в целях < чения и т.п.) не совсем совпадают, надлежит руководствоваться 1 лами, закрепленными ст.
42 Закона РФ «Об авторском праве и с» ных правах».
Данный вывод с очевидностью следует из общеправового приш па, в соответствии с которым действие специальных норм имеет щ оритет перед нормами более общего характера и тем более нор рассчитанными на регулирование хотя и близких, но иных обще ных отношений.
Поэтому нельзя согласиться с мнением Э.П.
Гавр* ва о том, что если специальные нормы о смежных правах закрепл более узкие изъятия, чем те, которые предусмотрены в автор праве, должны применяться соответствующие нормы авторе» права .
Хотя в основе данной позиции лежит, в сущности, справ вое суждение о том, что к смежным правам «должны применяться крайней мере все те ограничения и изъятия, которые применяются! авторских прав»2 , ее можно принять лишь в качестве положения, рое составители проекта Закона должны были последовательно! плотить в Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах».
Ол ко сделано это не было, поэтому до тех пор, пока в указанный Закон внесены соответствующие изменения, надлежит считаться с тем ] нием данного вопроса, которое реализовано в Законе.
1 1996 С Г91 Там же Э П Комментарий к Закону об авторском праве и смежных пр ГЛАВА 8.
ЗАЩИТА АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ § 1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Одним из важных условий успешного развития науки, литературы и искусства является не только признание за создателями творческих произведений и лицами, которые их правомерно используют, определенных субъективных гражданских прав, но и обеспечение их надежной правовой защитой.
В соответствии со сложившейся в российской юридической науке традицией понятием «защита авторских и смежных прав» охватывается совокупность мер, направленных на восстановление или признание авторских и смежных прав и защиту интересов их обладателей при их нарушении или оспаривании.
Действующее
законодательство содержит достаточную регламентацию видов, форм, средств и способов защиты авторских и смежных прав.
К сожалению, не все возможности, заложенные в нормах права, реализуются на практике.
Многолетний опыт показывает, что авторские дела в судах составляют весьма незначительный процент среди других гражданских дел, хотя он в последние годы неуклонно растет.
Конечно, многие авторские споры не доходят до суда и разрешаются в процессе досудебного урегулирования.
Причинами этого являются и низкий уровень правопорядка, и неосведомленность авторов о своих правах и способах защиты, и фактическое отсутствие квалифицированных специалистов, способных оказать авторам эффективную правовую помощь, и т.д.
Следует констатировать, что в последние годы в России наблюдается резкий рост нарушений авторских прав, что связано с появлением множества частных издательств, фирм звукозаписи, видеозалов, средств массовой информации и т.
д.
Особенно часто и грубо нарушаются права иностранных авторов и организаций, на что, к сожалению, практически не обращают внимания органы власти.
В этих условиях знание форм, средств и способов защиты авторских прав, которые предоставляет российское закондательство, имеет особую актуальность.
В общем виде право на защиту можно определить как предоставленную управомоченному лицу возможность применения мер правоохранительного характера для восстановления его нарушенного или оспариваемого права.

Правовая квалификация данной возможности вызывает споры в литературе.
Согласно традиционной концепции, право на защиту является составной частью самого субъективного права наряду с правом на собственные действия, а также правом требовать определенного поведения от обязанных лиц1 .
Такому пониманию права на защиту противостоит получающее все большее распро_ См, напр Советское гражданское право / Под ред В Ф Маслова, А.
А Пушкина.
В 2ч Ч 1 Харьков, 1993 С 248идр

[стр.,365]

366 защиты.
Таким образом, охраняемый законом интерес иногда выступает в авторском праве в качестве самостоятельного предмета защиты.
Субъектами права на защиту являются прежде всего сами авторы произведений науки, литературы и искусства,
обладатели смежных прав, а также их наследники и иные правопреемники.
При жизни автора, по общему правилу, только сам автор или его уполномоченный представитель могут выступать с требованием о защите нарушенных или оспариваемых авторских прав.
Если автор опубликовал свое произведение анонимно или под вымышленным именем, в защиту его прав и охраняемых законом интересов может выступать издательство, иной пользователь произведения или организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе.

На основании ст.
41 ГПК РСФСР иск в интересах автора может быть заявлен прокурором.
Права на произведения, созданные несколькими соавторами, могут защищаться всеми ими сообща или каждым из них в отдельности.
После смерти автора требования, вытекающие из нарушения его авторства, неправильного указания имени автора, неприкосновенности произведения, могут быть заявлены наследниками автора, лицом, на которое автор в своем завещании возложил охрану своих произведений после смерти, а также авторско-правовой организацией или
прокурором.
Нарушения, затрагивающие имущественные права наследников, дают последним право на защиту своих имущественных интересов.
Если автор или его наследники по авторскому договору о передаче исключительных прав переуступили свои права на использование произведения третьему лицу (издательству, театру, студии и т.д.), защита нарушенных прав в соответствии со ст.
30 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» возлагается на это лицо.
Однако если лицо, которому переданы исключительные права, не осуществляет их защиту, автор или его наследники могут защищать нарушенные права самостоятельно.
В том случае, когда автором или его наследниками заключен авторский договор о передаче неисключительных прав, право на их защиту сохраняется за автором или его наследниками, если только в самом договоре не предусмотрено иное.
Имущественные права авторов, исполнителей, производителей фонограмм и иных обладателей смежных прав, которые передали полномочия на коллективное управление ими специально созданным для этого организациям, защищаются этими организациями.
Поскольку исключительные права на использование произведения, созданного в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя, принадлежат в силу ст.
14 Закона РФ «Об авторском праве и смежных Правах» лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях, если в Договоре между ним и автором не предусмотрено иное, это лицо, по общему правилу, и управомочено на защиту нарушенных прав.
Нарушителем авторских и смежных прав является физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований Закона РФ «Об

[Back]