прокурором. Нарушения, затрагивающие имущественные права наследников, дают последним право на защиту своих имущественных интересов. В соответствии со ст. 30 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993г., если автор или его наследники по авторскому договору о передаче исключительных прав переуступили свои права на использование произведения третьему лицу (издательству, театру, студии и т.д.), защита нарушенных прав возлагается на это лицо. Однако если лицо, которому переданы исключительные права, не осуществляет их защиту, автор или его наследники могут защищать нарушенные права самостоятельно. В том случае, когда автором или его наследниками заключен авторский договор о передаче неисключительных прав, право на их защиту сохраняется за автором или его наследниками, если только в самом договоре не предусмотрено иное. В соответствии со ст.756 ГК СРВ, а также ст. 14 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993г. исключительные права на использование произведения, созданного в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя, принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях, если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное; это лицо, по общему правилу, и управомочено на защиту нарушенных прав. В соответствии со ст. 48 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993г. нарушителем авторских и смежных прав является физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», Закона РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» и иных законодательных актов, регулирующих авторские и смежные с ними отношения. Нарушителем может стать любой участник авторских или смежных с ними отношений, в том числе сам создатель творческого произведения, который игнорирует права и охраняемые законом интересы других лиц. Однако чаще всего нарушителями авторских и смежных прав оказываются лица, которые допускают незаконное использование охраняемых произведений. Подобные действия называются 128 |
366 защиты. Таким образом, охраняемый законом интерес иногда выступает в авторском праве в качестве самостоятельного предмета защиты. Субъектами права на защиту являются прежде всего сами авторы произведений науки, литературы и искусства, обладатели смежных прав, а также их наследники и иные правопреемники. При жизни автора, по общему правилу, только сам автор или его уполномоченный представитель могут выступать с требованием о защите нарушенных или оспариваемых авторских прав. Если автор опубликовал свое произведение анонимно или под вымышленным именем, в защиту его прав и охраняемых законом интересов может выступать издательство, иной пользователь произведения или организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе. На основании ст. 41 ГПК РСФСР иск в интересах автора может быть заявлен прокурором. Права на произведения, созданные несколькими соавторами, могут защищаться всеми ими сообща или каждым из них в отдельности. После смерти автора требования, вытекающие из нарушения его авторства, неправильного указания имени автора, неприкосновенности произведения, могут быть заявлены наследниками автора, лицом, на которое автор в своем завещании возложил охрану своих произведений после смерти, а также авторско-правовой организацией или прокурором. Нарушения, затрагивающие имущественные права наследников, дают последним право на защиту своих имущественных интересов. Если автор или его наследники по авторскому договору о передаче исключительных прав переуступили свои права на использование произведения третьему лицу (издательству, театру, студии и т.д.), защита нарушенных прав в соответствии со ст. 30 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» возлагается на это лицо. Однако если лицо, которому переданы исключительные права, не осуществляет их защиту, автор или его наследники могут защищать нарушенные права самостоятельно. В том случае, когда автором или его наследниками заключен авторский договор о передаче неисключительных прав, право на их защиту сохраняется за автором или его наследниками, если только в самом договоре не предусмотрено иное. Имущественные права авторов, исполнителей, производителей фонограмм и иных обладателей смежных прав, которые передали полномочия на коллективное управление ими специально созданным для этого организациям, защищаются этими организациями. Поскольку исключительные права на использование произведения, созданного в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя, принадлежат в силу ст. 14 Закона РФ «Об авторском праве и смежных Правах» лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях, если в Договоре между ним и автором не предусмотрено иное, это лицо, по общему правилу, и управомочено на защиту нарушенных прав. Нарушителем авторских и смежных прав является физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований Закона РФ «Об 367 авторском праве и смежных правах», Закона РФ «О правовой охр программ для ЭВМ и баз данных» и иных законодательных актов регулирующих авторские и смежные с ними отношения. В при нарушителем может стать любой участник авторских или смежных 1 ними отношений, в том числе сам создатель творческого произв ния, который игнорирует права и охраняемые законом интересы, гих лиц, в частности своих соавторов, не выполняет условия заключе ного им авторского договора и т.п. Однако чаще всего нар} авторских и смежных прав оказываются лица, которые допускают 1 законное использование охраняемых произведений и объектов сме ных прав. Подобные действия считаются контрафактными, а нарушители именуются пиратами. Хотя в последние годы теме пиратства отечественными средства массовой информации уделяется немало внимания , социальный пор рет российского пирата еще не написан. Как показывают судебная 1 тика и опыт РАО, случаи незаконного использования авторских прои ведений и объектов смежных прав встречаются в деятельности достаточно крупных организаций, не первый год работающих на < ствующем рынке, так и мелких фирм — однодневок, которые зач создаются со специальной целью выпуска одной или нескольких пар контрафактной продукции, а затем бесследно исчезают. В первом < несмотря на разность «весовых категорий» нарушителя и потерпевше положение последнего предпочтительнее, чем во втором случае. Здесь, 1 крайней мере, известен конкретный ответчик, которому, как есть что терять и чем отвечать. Кроме того, солидные фирмы, до своей репутацией, предпочитают не доводить дело до суда и загл причиненный вред в добровольном порядке. Во втором же случае; тогда, когда нарушителя, что называется, удается -«схватить за ру него обычно нечего взыскивать, так как вырученные за счет пират средства надежно укрыты от возможных кредиторов. Нарушителями авторских и смежных прав выступают как час фирмы, так и государственные (муниципальные) организации. Пр тика РАО показывает, что с первой категорией нарушителей ] конфликтную ситуацию нередко проще, чем со второй. Свои кок фактные действия государственные и муниципальные организации < равдывают тем, что в утвержденных им сметах даже не предусматри Ненашев С. Интеллектуальное пиратство? // Санкт-Петербургские 1995. 31 марта; Кузнецов В. Легко и вольготно пиратам в России // Там же. 13 9 декабря; Козлова Н. Интеллект в розлив и на вьшос//Российская газета. 1996. 20 ал Рязанцев А., Комаров А Прокатчики с большой дороги // Московский комсомолец. 1 13 марта; Александров Б. Интеллектуальный «пират» — тоже пират // Российская га 1997.4 ноября; Шипицына Н Дискотека закрывается // Московский комсомолец. 1 26 февраля; Просвирницын О. Война «книжных червей» // Московский коме 1998.12 февраля и др. |