Проверяемый текст
Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. — М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2001. — 752 с.
[стр. 14]

достижение определенного результата .
Э.
П.
Гаврилов определяет творчество как деятельность человека,
порождающую нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью .
По его мнению, творчество представляет собой познание нового, ранее неизвестного.
Различают субъективную и объективную новизну творческого результата.
Субъективная новизна это неожиданность, неизвестность полученного результата для самого создателя.
Объективная новизна это неизвестность полученного творческого результата не только для лица, получившего этот результат, но и для остальных лиц.
Авторское право охраняет лишь те творческие результаты, которые обладают объективной новизной.
По мнению О.
С.
Иоффе, творчество является интеллектуальной деятельностью,
которая завершается производящим актом, в результате которого появляются новые понятия, образы и (или) формы их воплощения, представляющие собой идеальное отражение объективной действительности .
И.
В.
Савельева справедливо отмечает, что для авторского права важен не столько творческий характер деятельности, сколько аналогичный признак результата, хотя, видимо, следует исходить из того, что только творческая деятельность может привести к творческому результату .
По
мнению большинства российских ученых,
показателем творческого характера произведения является его новизна.
В данном случае новизна включается в оригинальности произведения.
Она может выражаться в новом содержании, новой форме произведения, новой идее, новой научной концепции и т.
п.
В этом смысле всякое творческое
1 Серебровский В.
И.
Вопросы советского авторского права.

М., Изд-во АН СССР, 1956.
С.
34.
2 Гаврилов Э.
П.
Советское авторское право.
Основные положения.
Тенденции развития.
М.,
Наука, 1984.
С.
83.
’ Гаврилов Э.
П.
Комментарий к закону РФ «Об авторском праве и смежных правах».
Судебная практика.
М., Экзамен, 2002.
С.40.
4 Иоффе О.
С.
Советское гражданское право: В 3 т.
Т.
3.

JL, Изд-во Ленингр.
ун-та, 1965.
С.
5.
5Савельева И.
В.
Правовое регулирование отношений в области художественного творчества.
М.,
Изд-во Моск.
Ун-та, 1986.
С.
22.
[стр. 109]

109 авторские права, например, право помещать произведение на публичных выставках без выплаты особого вознаграждения автору, право на распространение произведения и т.
д.
Автору произведения наряду с безусловной охраной его личных неимущественных прав обеспечивается лишь право доступа, в соответствии с которым он вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления права на воспроизведение своего произведения (ст.
17 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»).
Таким образом, произведениями являются «не материальные продукты, а творческая мысль, ставшая в них объективной реальностью»1 .
Однако не всякое произведение как результат мыслительной деятельности человека охраняется нормами авторского права.
Объектами авторского права признаются лишь такие произведения, которые обладают предусмотренными законом признаками.
Такими признаками являются творческий характер произведения и объективная форма его выражения.
2.
Творческий характер произведения В самом законе признак творчества не раскрывается, в связи с чем в юридической литературе дается немало его определений.
Так, В.
И.
Серебровский отмечал, что творчество — это сознательный и в большинстве случаев весьма трудоемкий процесс, имеющий своей целью достижение определенного результата .
По мнению О.
С.
Иоффе, творчество является интеллектуальной деятельностью,
завершающейся производящим актом, в результате которого появляются новые понятия, образы и (или) формы их воплощения, представляющие со-.
бой идеальное отражение объективной действительности3 .
Э.
П.
Гав-рилов определяет творчество как деятельность человека,
порождаю-; щую нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью,; оригинальностью и уникальностью4 .
В литературе справедливо отмечается, что для авторского права важен не столько творческий характер деятельности, сколько аналогичный признак результата, хотя, видимо, следует исходить из того» что только творческая деятельность может привести к творческому результату .
Показателем
творческого характера произведения,
по Мартынов Б.
С.
Права авторства в СССР // Учен.
зап.
Всесоюзн.
ин-та юрид наук..
Вып.
IX.
1947.
С.
135.
2 Серебровский В.
И.
Вопросы советского авторского права.

С.
34.
Иоффе О.
С.
Советское гражданское право: В 3 т.
Т 3.

Л., 1965.
С.
5.
Гаврилов Э.
П Советское авторское право.
Основные положения.
Тенденции раз* вития.
М.,
1984.
С.
83.
Савельева И.
В.
Правовое регулирование отношений в области художественного творчества.
М.,
1986 С.
22

[стр.,110]

ПО мнению большинства российских ученых, является его новизна.
Новизна в данном случае рассматривается как синоним оригинальности произведения.
Она может выражаться в новом содержании, новой форме произведения, новой идее, новой научной концепции и т.
п.
В этом смысле всякое творческое
произведение характеризуется оригинальностью, новизной, неповторимостью и уникальностью.
В юридической литературе имеется, однако, точка зрения, согласно которой новизна произведения должна считаться самостоятельным его признаком1 .
Наиболее развернутое обоснование данной позиции дано В.
Я.
Ионасом2 .
На основе анализа ранее действовавшего правила закона о возможности использования чужого изданного произведения для создания нового, творчески самостоятельного произведения (п.
1 ст.
492 ГК РСФСР 1964 г.) он пришел к выводу, что признак новизны (1) и признак творческой самостоятельности произведения (2) составляют два независимых друг от друга признака, причем «творчески самостоятельное произведение всегда ново», но «возможны новые произведения без творческой самостоятельности»3 .
В.
Я.
Ионас предлагал ввести в научный оборот понятие существенной новизны, которая, по его мнению, должна быть свойственна любым произведениям творчества, а не только изобретениям и иным объектам патентного права.
Указанное предложение не получило поддержки ни у законодателя, ни в судебной практике, ни в юридической литературе.
Новизна как самостоятельный признак охраноспособного объекта необходима лишь в патентном праве, поскольку в регулируемой им сфере объективно возможно совпадение результатов разработок различных лиц.
В этой связи большое значение здесь придается понятию приоритета, которое совершенно неизвестно авторскому праву.
В авторском праве, охраняющем форму произведения, признак новизны как самостоятельный критерий его охраны является излишним, поскольку он полностью поглощается признаком творчества.
3.
Объективная форма и воспроизводимость произведения Произведение как результат творческой деятельности автора становится объектом авторского права лишь при условии, что оно выражено в какой-либо объективной форме.
До тех пор, пока мысли и образы автора не проявились вовне, а существуют лишь в виде творческого замысла, они не могут быть восприняты другими людьми и, следоваСм., напр.: Хейфец И.
Я.-Авторское право.
М., 1931.
С.
51; Кабатов В.
А.
Советское авторское право на произведения изобразительного искусства: Автореф.
канд.
дис.
М., 1954.
С.
7; Чернышева С.
А.
Правоотношения в сфере художественного творчества.
М., 1979 С.
75 и др.
2 Ионас В.
Я.
Произведения творчества в гражданском праве.
М., 1972.
С.
11—23.
3 Там же С.
12.

[Back]