Проверяемый текст
Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. — М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2001. — 752 с.
[стр. 140]

предусматривает, что, если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Это правило ставит обладателя права в более выгодное положение, чем норма пп.4 п.1 ст.49: он может потребовать оплаты ему доходов, полученных нарушителем, не отказываясь от возмещения реального ущерба.
Поэтому в настоящее время нет необходимости прибегать к п.п.
4 п.
1 ст.49 — более выгодно и удобно обосновывать свои притязания в соответствии с абз.
2 п.
2 ст.
15 ГК РФ.
Термин «доход», употребленный в п.п.4 п.1 ст.49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», имеет то же значение, что и в п.2 ст.
15 ГК: «доход» это поступления за минусом расходов.
Таким образом, «доход» правонарушителя — это чистая прибыль, полученная в результате нарушения.
То обстоятельство, что слово «доход» имеет в п.2 ст.
15 ГК РФ значение «чистой прибыли», подтверждается как судебной и арбитражной практикой, так и общим принципом гражданского права о компенсационном характере ответственности по гражданскому законодательству (статья 1 ГК РФ).
Доход должен быть получен нарушителем именно в результате нарушения авторских и смежных прав, а не в результате законных действий.
Например, если выпущена в свет книга, содержащая два произведения — одно контрафактное, а второе — не контрафактное, то с нарушителя может быть взыскана лишь соответствующая часть доходов, полученных от продажи книги.
При наличии нескольких правообладателей, каждый правообладатель может требовать лишь причитающуюся ему долю дохода нарушителя .
Во-вторых, пп.5 п.1 ст.49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» предусматривает, что обладатель нарушенных авторских прав может поступить еще проще, вместо взыскания своих убытков или доходов, полученных нарушителем, потребовать от нарушителя выплаты компенсации в 139 1Гаврилов Э.
П.
Комментарий к закону РФ «Об авторском праве и смежных правах».
Судебная практика.
М., Экзамен, 2002.
С.318-319.
[стр. 593]

598 имевшем место нарушении и сообщения публике точного фирменного наименования юридического лица и т.
п.
Если в результате любого из рассмотренных выше нарушений права на фирменное наименование его обладателю причинены убытки, он имеет право на их возмещение в полном объеме.
Согласно п.
2 ст.
15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Приведенное понятие убытков в теоретическом плане в полной мере приложимо к тем возможным потерям, которые может понести фирмообладатель.
В качестве реального ущерба могут, в частности, выступать затраты юридического лица, связанные с переменой им фирменного наименования, которое скомпрометировано выступлением ответчика в обороте под таким же или сходным наименованием; расходы на дополнительную рекламную кампанию, призванную загладить причиненный ответчиком вред; стоимость публикаций, разъясняющих другим участникам оборота и потребителям, что ответчик не имеет никакого отношения к потерпевшему, и т.п.
Как упущенная выгода могут рассматриваться потери фирмовладельца, связанные со снижением его доходов вследствие неправомерных действий ответчика по использованию фирмы для собственного обозначения, применению ее в товарном знаке или ее искажению.
Указанный вид убытков в рассматриваемой сфере встречается наиболее часто, хотя пока устоявшейся судебной практики на этот счет в РФ не сложилось.
Основная трудность здесь заключается в обосновании истцом конкретного размера упущенной им выгоды.
В известной степени эту задачу облегчает ст.
15 ГК РФ, гласящая, что «если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы».
Иными словами, в соответствии с указанной нормой обладателю нарушенного права на фирму предоставляется возможность приравнять свою упущенную выгоду к тем доходам, которые извлечены незаконным пользователем фирменного наименования за весь период правонарушения.
Вполне очевидно, что доказать размер доходов правонарушителя значительно легче, чем собственные потери в виде недополученных доходов.
Если, однако, этот способ расчета упущенной выгоды в конкретной ситуации неприменим либо полученные нарушителем доходы не идут ни в какое сравнение с потерями потерпевшего, последний должен доказать их размер, что в принципе является хотя и трудной, но разрешимой задачей.

[Back]