Проверяемый текст
Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. — М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2001. — 752 с.
[стр. 16]

Объективная Форма и воспроизводимость произведения Произведение как результат творческой деятельности автора становится объектом авторского права только в случае, когда оно выражено в какой-либо объективной форме.
Когда мысли и образы автора не проявились вовне, а существуют лишь в виде творческого замысла, они не могут быть восприняты другими людьми и тогда не существует и практической надобности в их правовой охране.
Чтобы творческий результат
имел общественную значимость и характер объекта авторского права, он должен быть выражен в какой-либо объективной форме: письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.), устной (публичное произнесение, публичное исполнение и т.д.), звукоили видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.д.), / изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видеоили фотокадр и т.
д.), объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.) или
иной форме.
Другими словами, произведение должно существовать в форме, которая отделена от личности автора и приобрела самостоятельное бытие.
Для признания произведения объектом авторского права вовсе не требуется завершенности работы.
Закон
охраняет как законченные, так и незавершенные произведения в равной степени, в частности эскизы, планы и иные промежуточные результаты, используемые авторами при создании произведений.
Объективная форма выражения произведения
тесно связана с возможностью его воспроизведения.
В российской юридической литературе существуют две позиции
относительно характера данной связи.
По мнению одной группы авторов, объективная форма и воспроизводимость произведения составляют единый признак охраноспособного произведения .
Иначе, с их точки зрения, о воспроизводимости произведения нет необходимости говорить
1Антимонов Б.
С., Флейшиц Е.
А.
Авторское право.
М., Госюриздат, 1957.
С.
80-81; Чернышева С.
А.
Правоотношения в сфере художественного творчества.
М.,
Наука, 1979.
С.
76;
[стр. 110]

ПО мнению большинства российских ученых, является его новизна.
Новизна в данном случае рассматривается как синоним оригинальности произведения.
Она может выражаться в новом содержании, новой форме произведения, новой идее, новой научной концепции и т.
п.
В этом смысле всякое творческое произведение характеризуется оригинальностью, новизной, неповторимостью и уникальностью.
В юридической литературе имеется, однако, точка зрения, согласно которой новизна произведения должна считаться самостоятельным его признаком1 .
Наиболее развернутое обоснование данной позиции дано В.
Я.
Ионасом2 .
На основе анализа ранее действовавшего правила закона о возможности использования чужого изданного произведения для создания нового, творчески самостоятельного произведения (п.
1 ст.
492 ГК РСФСР 1964 г.) он пришел к выводу, что признак новизны (1) и признак творческой самостоятельности произведения (2) составляют два независимых друг от друга признака, причем «творчески самостоятельное произведение всегда ново», но «возможны новые произведения без творческой самостоятельности»3 .
В.
Я.
Ионас предлагал ввести в научный оборот понятие существенной новизны, которая, по его мнению, должна быть свойственна любым произведениям творчества, а не только изобретениям и иным объектам патентного права.
Указанное предложение не получило поддержки ни у законодателя, ни в судебной практике, ни в юридической литературе.
Новизна как самостоятельный признак охраноспособного объекта необходима лишь в патентном праве, поскольку в регулируемой им сфере объективно возможно совпадение результатов разработок различных лиц.
В этой связи большое значение здесь придается понятию приоритета, которое совершенно неизвестно авторскому праву.
В авторском праве, охраняющем форму произведения, признак новизны как самостоятельный критерий его охраны является излишним, поскольку он полностью поглощается признаком творчества.
3.
Объективная форма и воспроизводимость произведения
Произведение как результат творческой деятельности автора становится объектом авторского права
лишь при условии, что оно выражено в какой-либо объективной форме.
До тех пор, пока мысли и образы автора не проявились вовне, а существуют лишь в виде творческого замысла, они не могут быть восприняты другими людьми и, следоваСм., напр.: Хейфец И.
Я.-Авторское право.
М., 1931.
С.
51; Кабатов В.
А.
Советское авторское право на произведения изобразительного искусства: Автореф.
канд.
дис.
М., 1954.
С.
7; Чернышева С.
А.
Правоотношения в сфере художественного творчества.
М.,
1979 С.
75 и др.
2 Ионас В.
Я.
Произведения творчества в гражданском праве.
М., 1972.
С.
11—23.
3 Там же С.
12.


[стр.,111]

111 тельно, не существует и практической надобности в их правовой охране.
Чтобы творческий результат
приобрел общественную значимость и характер объекта авторского права, он должен быть воплощен в какой-либо объективной форме: письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.), устной (публичное произнесение, публичное исполнение и т.д.), звукоили видеозаписи (механической, магнитной, Цифровой, оптической и т.д.), изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видеоили фотокадр и т.
д.), объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и т.
д.) или
другой форме.тньши словами, произведение должно существовать в форме, которая отделена от личности автора и приобрела самостоятельное бытие, Лри этом для признания произведения объектом авторского права вовсе не требуется завершенности работы.
Закон
в равной степени охраняет как законченные, так и незавершенные произведения, в частности эскизы, планы и иные промежуточные результаты, используемые авторами при создании произведений.
Объективная форма выражения произведения
тесным образом связана с возможностью его воспроизведения.
Относительно характера данной связи в российской юридической литературе существуют две позиции.
По мнению одной группы авторов, объективная форма и воспроизводимость произведения составляют единый признак охраноспособного произведения .
Иначе, с их точки зрения, о воспроизводимости произведения нет необходимости говорить
особо, так как само наличие у произведения объективной формы свидетельствует о возможности его воспроизведения.
Так, по мнению Н.
Л.
Зильберштей-на, музыку можно воспроизвести с того момента, как она прозвучала, хотя бы автор не прибегнул к записи.
Точно так же можно воспроизвести новую научную мысль, если она выражена устно.
В подтверждение сказанного Н.Л.
Зильберштейн приводит пример с увертюрой к опере <Князь Игорь», которую А.
П.
Бородин проиграл в кругу друзей, но не успел записать и скончался.
А.
К.
Глазунов восстановил по памяти увертюру в том виде, в каком она исполнялась автором .
Другие ученые полагают, что воспроизводимость является самостоятельным признаком произведения или, что то же самое, закон охраняет только такие произведения, объективная форма которых обеспечивает возможность их воспроизведения без участия самого автора3 .
Они признают, что произнесенные речи и доклады, исполненСм., напр.: Антимонов Б.
С., Флейшиц Е.А.
Авторское право.
М., 1957.
С.
80—81;; Чернышева С.
А.
Правоотношения в сфере художественного творчества.
М.,
1979.
С.
76; и др.
2 Зильберштейн Н.
Л.
Авторское право на музыкальные произведения.
М., 1960.
С.
12.
См., напр.: Серебровский В.
И Вопросы советского авторского права.
С.
41; Кирил-1 лова М.
Я.
Развитие советского авторского права.
Свердловск, 1982 С 10; Гаврилов Э.
П.
Советское авторское право.
Основные положения Тенденции развития С.
87; и др.

[Back]