(заголовок). Однако название пользуется правовой охраной, если оно является оригинальным и отражает творческую самобытность автора. Образы и язык произведения относятся к юридически значимым (охраняемым) элементам произведения. Под художественным образом в искусстве понимается специфическая форма выражения мыслей и отражения действительности и чувств художника. В воображении художника рождается художественный образ, который воплощается в создаваемом им произведении в той или иной материальной форме (словесной, звуковой, пластической, жестомимической) и воссоздается воображением воспринимающего искусство читателя, слушателя, зрителя. В науке авторского права созданные образы художником именуются внутренней формой произведения. Внутренняя форма произведения пользуется правовой охраной, так как является результатом творческой деятельности и отражает индивидуальность своего творца. Считается, что в принципе могут быть заимствованы образы произведения для создания нового, творчески самостоятельного произведения при условии придания им новой внешней формы. В этом случае, закон требует обязательного согласия автора первоначального произведения и указания источника заимствования. Внешняя форма произведения является языком произведения. Под языком произведения понимаются свойственные автору средства и приемы создания художественных образов, т. е. совокупность используемых им изобразительновыразительных средств. Не может быть заимствован язык произведения, в этом случае прибегают к цитированию с указанием источника заимствования. Теоретическое разграничение элементов произведения на охраняемую законом форму и не охраняемое содержание проводится в отношении не только художественных, но и научных произведений. Так, считается, что такие образующие содержание научного произведения элементы, как постановка научной проблемы, метод научного исследования, научные факты, интерпретация, систематизация, гипотеза и теория и др., самостоятельного правового значения не имеют и не охраняются сами по себе 23 |
117 веденный пример показателен еще и тем, что правовой охраной пользуется не только произведение в целом (стихотворение Р. Бернса в переводе С. Маршака), но и отдельные его части (в данном случае стихотворная строчка). К юридически значимым (охраняемым) элементам произведения относятся образы и язык произведения. Под художественным образом понимается специфическая для искусства форма отражения действительности и выражения мыслей и чувств художника. Художественный образ рождается в воображении художника, воплощается в создаваемом им произведении в той или иной материальной форме (пластической, звуковой, жесто-мимической, словесной) и воссоздается воображением воспринимающего искусство зрителя, слушателя, читателя . В науке авторского права созданные художником образы именуются внутренней формой произведения. Она пользуется правовой охраной, так как является результатом творческой деятельности и отражает индивидуальность своего творца. Считается, что в принципе образы произведения могут быть заимствованы для создания нового, творчески самостоятельного произведения при условии придания им новой внешней формы. В этом случае, однако, закон требует обязательного согласия автора первоначального произведения и указания источника заимствования. Внешней формой произведения является язык произведения, под которым понимаются свойственные автору средства и приемы создания художественных образов, т. е. совокупность используемых им изобразительно-выразительных средств. Язык произведения заимствован §ыть не может, в данном случае прибегают к цитированию с указанием источника заимствования. Теоретическое разграничение элементов произведения на охраняемую законом форму и не охраняемое содержание проводится в отношении не только художественных, но и научных произведений. Так, считается, что такие образующие содержание научного произведения элементы, как постановка научной проблемы, метод научного исследования, научные факты, интерпретация, систематизация, гипотеза и теория и др., самостоятельного правового значения не имеют и не охраняются сами по себе, вне определенной формы . В обоснование этого справедливо указывается, что научное открытие, составляющее элемент содержания научного произведения и не получившее в качестве этого элемента правовой охраны, было выделено как самостоятельный объект гражданского права. Если бы открытие получало достаточную правовую охрану по авторскому праву, то не было бы 1 Этика: Словарь / Под ред. А. А. Беляева. М., 1989. С. 239. Ионас В. Я. Произведения творчества в гражданском праве. С. 87. |