Проверяемый текст
Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. — М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2001. — 752 с.
[стр. 27]

26 и т.п.
Большинство из названных документов являются творческими произведениями, авторы которых известны.
В этом смысле они ничем не отличаются от обычных произведений, охраняемых авторским правом.
Однако как только данное произведение в результате его принятия (утверждения, одобрения) получает статус официального документа, знака или символа, оно изменяет свой правовой режим.
Это и понятно, так как указанные объекты могут эффективно выполнять свою роль лишь в том случае, если они используются широко и без каких-либо ограничений.

В-третьих, в силу прямого указания закона не охраняются авторским правом произведения народного творчества.
К ним относятся произведения фольклора частушки, поговорки, анекдоты, танцы и т.п., произведения народных художественных промыслов, народные костюмы, традиционная архитектура и т.
п.
При этом имеются в виду прежде всего произведения современного народного творчества, поскольку выделение в особую группу ранее созданных произведений такого рода не имело бы
смысла, ибо они не охраняются авторским правом в силу истечения срока правовой охраны.
Причиной исключения произведений народного творчества из сферы
правовой охраны является то, что авторство на них не может быть объективно индивидуализировано, так как их автором является народ.
Их следует отличать от произведений, бесспорно имеющих конкретных авторов, имена которых, однако, не известны в силу тех или иных причин, например, при анонимном опубликовании произведения.
Совершенно очевидно, что подобные произведения охраняются авторским правом без каких-либо изъятий.
В-четвертых, не признаются объектами авторского права сообщения о
W событиях и фактах, имеющие информационный характер.
В самом деле, бесстрастная информация о том или ином факте является лишь
точным его отражением и не включает в себя элементы творчества.
Таковы, в частности, краткие сообщения телеграфных информационных агентств, официальная хроника, сообщения о криминальных происшествиях и т.п.
Поскольку на
Р первый план здесь выдвигаются точность и оперативность информации, она
[стр. 120]

120 мента, знака или символа, оно изменяет свой правовой режим.
Это и понятно, так как указанные объекты могут эффективно выполнять свою роль лишь в том случае, если они используются широко и без каких-либо ограничений.

Момент изменения правового режима произведения имеет большое практическое значение для правильного разрешения возникающих споров.
Так, Э.
П.
Гавриловым приводится пример подобного спора, возникшего между группой авторов и организацией в связи с подготовкой методического материала.
Указанный материал был издан организацией, однако вознаграждение авторам не было выплачено.
Авторы доказали, что написание этого материала не входило в круг их служебных обязанностей и потому они должны получить вознаграждение.
Организация в ответ на это выдвинула довод о том, что этот материал представляет собой методические указания, утвержденные должностным лицом организации, т.
е.
является нормативным актом, который не охраняется авторским правом.
Суд с такой аргументацией организации не согласился, указав, что во время сдачи в организацию этого материала он еще не был официальным документом и потому пользовался авторской охраной1 .
Что касается условий дальнейшего использования этого материала, то после придания ему официального статуса он может использоваться свободно, как и всякий официальный документ.
В-третьих, в силу прямого указания закона не охраняются авторским правом произведения народного творчества.
К ним относятся произведения фольклора — частушки, поговорки, анекдоты, танцы и т.
п., произведения народных художественных промыслов, народные костюмы, традиционная архитектура и т.
п.
При этом имеются в виду прежде всего произведения современного народного творчества, поскольку выделение в особую группу ранее созданных произведений такого рода не имело бы
большого смысла, ибо они не охраняются авторским правом в силу истечения срока охраны.
Причиной исключения произведений народного творчества из сферы
охраны является то, что авторство на них не может быть объективно индивидуализировано, так как их автором является народ.
Их следует отличать от произведений, бесспорно имеющих конкретных авторов, имена которых, однако, не известны в силу тех или иных причин, например, при анонимном опубликовании произведения.
Совершенно очевидно, что подобные произведения охраняются авторским правом без каких-либо изъятий.
В-четвертых, не признаются объектами авторского права сообщения о
событиях и фактах, имеющие информационный характер (ст.
8 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»).
В самом деле, бесстрастная информация о том или ином факте является лишь
точ1 ГавриловЭ П Советское авторское право С 101-102

[стр.,121]

121 ным его отражением и не включает в себя элементы творчества.
Тако« вы, в частности, краткие сообщения телеграфных информационны^ агентств, официальная хроника, сообщения о криминальных проис* шествиях и т.
п.
Поскольку на
первый план здесь выдвигаются точи ность и оперативность информации, она подается, как правило, ж очень сжатом виде, не оставляющем места для проявления авторском индивидуальности.
Единственное, на что вправе претендовать автоц; сообщения или впервые опубликовавший его орган массовой инфорц! мации, — это требовать указания другими органами, сообщающим* данную информацию, на источник ее первоначального обнародов*! ния.
Так, согласно ст.
23 Закона РСФСР «О средствах массовой иш формации» при распространении сообщений и материалов информш ционного агентства другим средством массовой информации ссылш на информационное агентство обязательна.
Обязательность ссылки т другие (кроме информационных агентств) средства массовой инфом мации, а также конкретных лиц, первыми получивших ту или инуш информацию, имеется лишь тогда, когда такая просьба или условие прямо выражены этим органом или автором конкретного сообщен» В тех же случаях, когда сообщение о том или ином событии сопроволв дается авторским комментарием, оценками значимости происшедшв го, прогнозами, анализом или иной интерпретацией, оно приобретая! режим объекта авторского права.
Дословное воспроизведение такя сообщений допускается с обязательным указанием имени автора, еслЦ только автором это специально не запрещено (п.
3 ст.
19 Закона РИ «Об авторском праве и смежных правах»), '.И Не так давно в отечественной практике достаточно остро всти вопрос о том, охраняются ли авторским правом программы телвчИ радиопередач и соответственно могут ли газеты их свободно перепев тывать.
Страсти по этому поводу особенно накалились после пряяВ тия 19 мая 1994 г.
Судебной палатой по информационным спорам пВ Президенте РФ рекомендации «О правовой природе программ телеИ радиопередач, публикуемых в периодических печатных издания»» Судебная палата высказалась в пользу признания программ переДИ объектами интеллектуальной собственности, право распоряжения Н торыми, в том числе распространение программ, принадлежит тело! диокомпаниям.
Такое решение вопроса вызвало крайне негативнЩ реакцию многих периодических изданий, а также полемику на стрмД цах печати .
При этом как сторонники, так и противники приюгвИ Судебной палатой рекомендации ссылались на соответствующие ПиИ меры из практики, а также апеллировали к уже состоявшимся сулН 1 Российская газета.
1994.28 мая.
См., напр.: Российская газета.
1994.
28 мая; 8 июня; 13 июля и др.

[Back]