Проверяемый текст
Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. — М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2001. — 752 с.
[стр. 28]

27 подается, как правило, в очень сжатом виде, не оставляющем места для проявления авторской индивидуальности.
Единственное, на что вправе претендовать
автор сообщения или впервые опубликовавший его орган массовой информации, это требовать указания другими органами, сообщающими данную информацию, на источник ее первоначального обнародования.
Так, согласно ст.
23 Закона РСФСР «О средствах массовой
информации» от 27 декабря 1991г.
при распространении сообщений и материалов
информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на информационное агентство обязательна.
Обязательность ссылки
на другие (кроме информационных агентств) средства массовой информации, а также конкретных лиц, первыми получивших ту или иную информацию, предусмотрена лишь тогда, когда такая просьба или условие прямо выражены этим органом или автором конкретного сообщения.
В тех же случаях, когда сообщение о том или ином событии
сопровождается авторским комментарием, оценками значимости происшедшего, прогнозами, анализом или иной интерпретацией, оно приобретает режим объекта авторского права.
Дословное воспроизведение
таких сообщений допускается с обязательным указанием имени автора, если только автором это специально не запрещено (п.
3 ст.
19 Закона
РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993г.) Не всякий результат интеллектуальной, в том числе творческой деятельности, пользуется правовой охраной на данном этапе развития общества.
При рассмотрении понятия интеллектуальной собственности, в частности, отмечалось, что в настоящее время не
имеют правовой охраны идеи, принципы, теории, гипотезы и другие подобные им результаты интеллектуальной деятельности, несмотря на то, что они носят, безусловно, творческий характер.
В Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах»
от 9 июля 1993г.
это положение предусмотрено п.
4 ст.
6.
Указанные интеллектуальные достижения в случае, если они выражены в доступной для
Л восприятия форме, являются одной из составляющих содержания авторских
[стр. 121]

121 ным его отражением и не включает в себя элементы творчества.
Тако« вы, в частности, краткие сообщения телеграфных информационны^ агентств, официальная хроника, сообщения о криминальных проис* шествиях и т.
п.
Поскольку на первый план здесь выдвигаются точи ность и оперативность информации, она подается, как правило, ж очень сжатом виде, не оставляющем места для проявления авторском индивидуальности.
Единственное, на что вправе претендовать
автоц; сообщения или впервые опубликовавший его орган массовой инфорц! мации, — это требовать указания другими органами, сообщающим* данную информацию, на источник ее первоначального обнародов*! ния.
Так, согласно ст.
23 Закона РСФСР «О средствах массовой
иш формации» при распространении сообщений и материалов информш ционного агентства другим средством массовой информации ссылш на информационное агентство обязательна.
Обязательность ссылки
т другие (кроме информационных агентств) средства массовой инфом мации, а также конкретных лиц, первыми получивших ту или инуш информацию, имеется лишь тогда, когда такая просьба или условие прямо выражены этим органом или автором конкретного сообщен» В тех же случаях, когда сообщение о том или ином событии сопроволв дается авторским комментарием, оценками значимости происшедшв го, прогнозами, анализом или иной интерпретацией, оно приобретая! режим объекта авторского права.
Дословное воспроизведение
такя сообщений допускается с обязательным указанием имени автора, еслЦ только автором это специально не запрещено (п.
3 ст.
19 Закона
РИ «Об авторском праве и смежных правах»), '.И Не так давно в отечественной практике достаточно остро всти вопрос о том, охраняются ли авторским правом программы телвчИ радиопередач и соответственно могут ли газеты их свободно перепев тывать.
Страсти по этому поводу особенно накалились после пряяВ тия 19 мая 1994 г.
Судебной палатой по информационным спорам пВ Президенте РФ рекомендации «О правовой природе программ телеИ радиопередач, публикуемых в периодических печатных издания»» Судебная палата высказалась в пользу признания программ переДИ объектами интеллектуальной собственности, право распоряжения Н торыми, в том числе распространение программ, принадлежит тело! диокомпаниям.
Такое решение вопроса вызвало крайне негативнЩ реакцию многих периодических изданий, а также полемику на стрмД цах печати .
При этом как сторонники, так и противники приюгвИ Судебной палатой рекомендации ссылались на соответствующие ПиИ меры из практики, а также апеллировали к уже состоявшимся сулН 1 Российская газета.
1994.28 мая.
См., напр.: Российская газета.
1994.
28 мая; 8 июня; 13 июля и др.


[стр.,122]

122 ным процессам, завершившимся прямо противоположными решениями.
Что же касается аргументации позиций сторон, то она, к сожалению, свелась в основном к взаимным обвинениям в некомпетентности, к упрекам на отсутствие цеховой солидарности и к довольно абстрактным ссылкам на необходимость охраны интеллектуальной собственности.
Если же отвлечься от этих моментов и обратиться к существу дела, то его можно свести к двум тесно взаимосвязанным вопросам, а именно: 1) соответствуют ли программы передач требованиям, предъявляемым к объектам авторского права и 2) если они не являются объектами авторского права, то могут ли телерадиокомпании передавать их периодическим изданиям за плату.
Отвечая на первый из поставленных вопросов, необходимо признать, что программа передач объектом авторского права, по общему правилу, не является.
Сам по себе факт того, что составление программы передач требует усилий многих лиц и чаще всего является результатом творческой деятельности, сомнений не вызывает.
Но не всякий результат интеллектуальной, в том числе творческой деятельности пользуется правовой охраной на данном этапе развития общества.
При рассмотрении понятия интеллектуальной собственности, в частности, отмечалось, что в настоящее время не
охраняются правом идеи, принципы, теории, гипотезы и другие подобные им результаты интеллектуальной деятельности, несмотря на то, что они носят, безусловно, творческий характер.
В Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах»
это положение констатирует п.
4 ст.
6, гласящий, что «авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, открытия, факты».
Указанные интеллектуальные достижения в случае, если они выражены в доступной для
восприятия форме, являются одной из составляющих содержания авторских произведений.
Но авторское право в силу лежащих в его основе положений охраняет лишь форму, а не содержание произведений.
Возвращаясь непосредственно к программам передач, необходимо заметить, что суть усилий составителей сетки вещания заключается в творческой разработке именно содержательной части такого результата интеллектуальной деятельности, как программа.
То, как соотносятся между собой передачи различных видов и жанров, какой категории слушателей и зрителей они адресованы, в какое время они передаются в эфир, — это и многое другое является результатом творческой деятельности.
В этом смысле программы передач сродни сборникам и Другим составным произведениям, которые признаются объектами авторского права в силу того, что включенный в них материал расположен по какой-либо оригинальной схеме.
Как и по отношению к сборникам, применительно к программам радиои телепередач правомерна постановка вопроса о недопустимости заимствования той оригинальной системы, которая положена в основу программы как совокупности определенных материалов, передаваемых в эфир.
Но нельзя не признать,

[Back]