Проверяемый текст
Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. — М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2001. — 752 с.
[стр. 39]

Под интервью понимается встреча, в процессе которой писатель, репортер или комментатор получает от собеседника информацию для опубликования.
Однако значение интервью не в простом выяснении сведений, для получения которых имеются другие источники информации, а в живом общении с людьми, позволяющем узнать их мнения, оценки тех или иных событий, причины поступков и т.п.
Кроме того, интервью должно отражать индивидуальные, неповторимые черты героев, их характеры, особенности поведения и т.д.
.
Всего этого можно достичь
лишь в том случае, если интервью является результатом творческой деятельности и не сводится к простому механическому воспроизведению ответов на произвольно составленные вопросы.
Разумеется, интервьюер должен максимально точно доводить до читателей, зрителей, слушателей ответы и суждения собеседника.
В частности, купюры и монтаж допускаются лишь с согласия интервьюируемого и при условии, что они не искажают основных высказанных мыслей.
Однако интервью становится охраняемым законом произведением, если оно приобретает оригинальную форму благодаря тщательно продуманной композиции и своему индивидуальному стилю.
Вопрос об авторстве на интервью представляет известную сложность и не предполагает однозначного ответа.
Отвечая на него, надлежит взвесить, какой вклад внесен интервьюируемым и интервьюирующим
в создание данного литературного произведения.
Роль журналиста состоит прежде всего в подборе, последовательности и формулировке вопросов.
Нередко журналист не только спрашивает, но и сам что-то утверждает, задавая тон всему интервью и направляя
интервьюируемого на развитие определенной мысли или ее оспаривание.
Кроме того, нередко задачей журналиста является придание ответам
собеседника надлежащей литературной формы, освобождение ответов от ненужного балласта и т.
п.
Во всех этих случаях журналист вносит
38 1Чертков В.
Л.
Авторское право в периодической печати.
М.,
Юридическая литература, 1989.
С.
19.
[стр. 128]

128 Тайна документов личного характера охраняется независимо от ценности содержащихся в них сведений.
С точки зрения правовой охраны не имеет значения, кто является автором дневников и писем — известный общественный деятель, знаменитый писатель, видный ученый или простой гражданин.
Критерием правовой охраны этих объектов является лишь частный характер содержащихся в них сведений.
С этих позиций для опубликования писем, дневников и т.
п.
требуется согласие их авторов, а если речь идет о письмах, то и согласие адресата.
В случае смерти кого-либо из указанных лиц подобные документы могут публиковаться с согласия пережившего супруга и детей умершего.
Третий аспект данной проблемы связан с правом собственности на письменные документы, содержащие сведения о частной жизни.
Так, собственником письма, телеграммы или иного сообщения является лицо, которому они адресованы.
Как собственник, он, в принципе, может по своему усмотрению распорядиться принадлежащим ему документом как материальным предметом, например, может его уничтожить, подарить, продать в качестве автографа и т.
п.
Однако в этом случае он несет ответственность за возможное распространение содержащихся в документе сведений частного характера.
Если материалы дневников, заметок, писем без разрешения автора или его родственников готовятся, к опубликованию, то эти лица могут обратиться в суд с иском о запрещении опубликования, об изъятии из обращения уже изданных материалов, а также о компенсации нанесенного морального вреда.
Так, в статье, опубликованной в одном из журналов, были приведены выдержки из личной переписки двух видных театральных деятелей, ныне покойных.
Дети одного из них предъявили в суд иск, требуя прекратить дальнейшие публикации, поскольку они согласия на это не давали.
Кроме того, они указывали, что выдержки из писем взяты произвольно и им дан тенденциозный комментарий, создающий у читателей ложное представление об их отце.
В связи с этим истцы требовали поместить в ближайшем номере журнала опровержение ряда суждений, высказанных автором комментария, и наложения запрета на дальнейшую публикацию.
Требования истцов были удовлетворены.
(4) Интервью, дискуссии, письма в редакцию.
Под интервью понимается встреча, в процессе которой писатель, репортер или комментатор получает от собеседника информацию для опубликования.
Однако значение интервью не в простом выяснении сведений, для получения которых имеются другие источники информации, а в живом общении с людьми, позволяющем узнать их мнения, оценки тех или иных событий, причины поступков и т.
п.
Кроме того, интервью должно отражать индивидуальные, неповторимые черты героев, их характеры, особенности поведения и т.д.1 .
Всего этого можно достичь
Чертков В.
Л.
Авторское право в периодической печати М.,
1989.
С.
19.
5—0100450

[стр.,129]

129 1 1! I лишь в том случае, если интервью является результатом творческой деятельности и не сводится к простому механическому воспроизведению ответов на произвольно составленные вопросы.
Разумеется, интервьюер должен максимально точно доводить до читателей, зрителей, слушателей ответы и суждения собеседника.
В частности, купюры и монтаж допускаются лишь с согласия интервьюируемого и при условии, что они не искажают основных высказанных мыслей.
Однако интервью становится охраняемым законом произведением, если оно приобретает оригинальную форму благодаря тщательно продуманной композиции и своему индивидуальному стилю.
Вопрос об авторстве на интервью представляет известную сложность ' и не предполагает однозначного ответа.
Отвечая на него, надлежит взвесить, какой вклад внесен интервьюируемым и интервьюирующим
! в создание данного литературного произведения.
Роль журналиста ' состоит прежде всего в подборе, последовательности и формулировке вопросов.
Нередко журналист не только спрашивает, но и сам что-то] утверждает, задавая тон всему интервью и направляя
интервьюирует мого на развитие определенной мысли или ее оспаривание.
Кроме того, нередко задачей журналиста является придание ответам
< ника надлежащей литературной формы, освобождение ответов от ненужного балласта и т.
п.
Во всех этих случаях журналист вносит
творче вклад в создание интервью, что дает ему основание претендовать, крайней мере, на соавторство.
Если же журналист лишь воспроизвел высказывания интервьюируемого и не играет в интервью никакой; тивной роли, он авторских прав на интервью не приобретает.
Что касается интервьюируемого, то ему принадлежат содержание; форма ответов, которые могут быть либо оригинальными, либо I ными, либо чисто информационными.
Поэтому если интервьюир лишь ограничивается ответами на вопросы, которые ставит ему их юер, и не играет в интервью активной роли, его вклад не носит творче го характера и потому не может служить основанием для претензий 1 авторство.
В этом случае интервьюируемый вправе лишь требовать, < бы его ответы не были искажены при опубликовании, и может рассч» вать на единовременное вознаграждение за данное им интервью, этим было обусловлено его согласие на него.
Напротив, если № руемый внес творческий вклад в создание интервью, который мс выражаться как в совместной с журналистом работе над композит] интервью, так и в оригинальной формулировке ответов, то имеются 1 основания для признания его соавтором данного литературного про» дения.
В соответствии со сложившейся практикой такое соавтор оформляется подписью журналиста и визой интервьюируемого.
Аналогичным образом решается, в принципе, и вопрос об автор на такой особый вид литературных произведений, как дискуссия.
метим лишь, что в данном случае, когда в форме живой беседы < дается предложенная журналистом проблема, творческий вклад:

[Back]