Проверяемый текст
Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. — М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2001. — 752 с.
[стр. 60]

исследователей, речь идет хотя и о взаимосвязанных, но все же вполне самостоятельных правах.
Рассматриваемые права не
совпадают между собой по объему и различаются характером тех возможностей, которые в них заключены.
Это наглядно подтверждается тем,
что право на авторское имя может быть нарушено без нарушения права авторства, например при искажении имени автора или при нарушении избранного автором способа обозначения связи произведения со своим именем.
Кроме того, в отличие от права авторства, которое
отражает объективный факт и не зависит от обнародования произведения, право на имя осуществляется односторонним волеизъявлением автора и реализуется в связи с использованием произведения .
Право на авторское имя является личным неимущественным
правом автора, которое последний не может передать кому бы то ни было.
Как и право авторства, право на авторское имя возникает из самого факта создания произведения, но в отличие от права авторства оно реализуется лишь в случае обнародования произведения.
Пока произведение
не обнародовано, рассматриваемое право существует лишь потенциально, так как третьим лицам произведение недоступно и они не могут узнать имя его создателя.
Право на авторское имя действует в
течение всей жизни автора, а после его смерти охраняется наследниками, авторско-правовыми организациями или государством в качестве общественно значимого интереса.
Как уже отмечалось, закон указывает на три возможных
способа, с помощью которых автор реализует принадлежащее ему право на авторское имя.
Чаще всего создатели произведений обозначают
свое авторство путем указания подлинного имени.
Действительное
имя автора может помещаться на заглавном листе книги или на афишах, указываться в титрах фильма или объявляться перед публичным исполнением произведения или передачей его в эфир и т.
п.
Факт указания на произведении имени определенного лица означает презумпцию принадлежности авторства произведения данному лицу.
Хотя данная
1Дозорцев В.
А.
Авторские дела в суде: Научно-практический комментарий.

М., Юридическая литература, 1983.
С.67.
59
[стр. 201]

201 именем, под условным именем (псевдонимом) или без обозначения имен {анонимно).
Избирая один из этих способов, автор реализует свое пр( во на имя.
Он также имеет право требовать указания своего имей каждый раз при издании, публичном исполнении, передаче по ради цитировании и ином использовании своего произведения.
Наконе! право на имя включает возможность требовать, чтобы имя (псевдоним) не искажалось при его упоминании лицами, использ) щими произведение.
Право на имя иногда рассматривается как конкретизация авторства', одно из проявлений последнего2 .
Однако, по мнению ( шинства исследователей, речь идет хотя и о взаимосвязанных, но: же вполне самостоятельных правах.
Рассматриваемые права не
сои дают между собой по объему и различаются характером тех возмоз стей, которые в них заключены.
Это наглядно подтверждается тем,'
право на авторское имя может быть нарушено без нарушения авторства, например при искажении имени автора или при наруше избранного автором способа обозначения связи произведения со < им именем.
Кроме того, в отличие от права авторства, которое
< ет объективный факт и не зависит от обнародования произведе право на имя осуществляется односторонним волеизъявлением; ра и реализуется в связи с использованием произведения3 .
Право на авторское имя является личным неимущественным
1 вом автора, которое последний не может передать кому бы то ни ( Как и право авторства, данное право возникает из самого факта < ния произведения, но в отличие от права авторства оно реал* лишь в случае обнародования произведения.
Пока произведе
обнародовано, рассматриваемое право существует лишь поте но, так как третьим лицам произведение недоступно и они не : узнать имя его создателя.
Право на авторское имя действует в
-всей жизни автора, а после его смерти охраняется наследникам! торско-правовыми организациями или государством в качестве < ственно значимого интереса.
Как уже отмечалось, закон указывает на три возможных
спс помощью которых автор реализует принадлежащее ему право: торское имя.
Чаще всего создатели произведений обозначают
авторство путем указания подлинного имени.
Действительное^
автора может помещаться на заглавном листе книги или на ас] Советское гражданское право / Под ред.
В.
Т.
Смирнова, Ю.
К Толстого, А1 четок В 2 т.
Т.
2.
Л., 1982.
С.
352.
Гордон М.
В.
Советское авторское право.
С.
121; Серебровский В.
И.
ветского авторского права.
С.
111.
Доэорцев В.
А.
Авторские дела в судеНаучно-практический комментарий.

1 С.
67.


[стр.,202]

202 указываться в титрах фильма или объявляться перед публичным исполнением произведения или передачей его в эфир и т.
п.
Факт указания на произведении имени определенного лица означает презумпцию принадлежности авторства произведения данному лицу.
Хотя данная
презумпция не закреплена в законе, а носит фактический характер, она отражает с достаточной достоверностью действительное положение вещей и применяется на практике.
Автор сам определяет способ и полноту указания своего подлинного имени.
В частности, автор может обозначить свое имя в полном объеме, указав свою фамилию, имя и отчество (Доценко Ирина Ивановна), может указать только имя и фамилию (Ирина Доценко) или фамилию и инициалы (И.И.Доценко) и т.п.
Если, однако, произведение подписывается лишь инициалами (И.
Д.), такое произведение считается анонимным.
При опубликовании произведений, созданных несколькими лицами, имена соавторов указываются в последовательности, оговоренной соавторами.
Правом на указание своего имени пользуются все соавторы, независимо от размера внесенного в произведение творческого вклада.
Однако по соглашению создателей коллективного произведения оно может выйти в свет под именем одного или нескольких из них, например, чтобы отразить тот факт, что именно этим лицом (лицами) внесен основной творческий вклад в создание произведения.
Имена других соавторов могут быть с их согласия указаны в предисловии или ином месте работы.
В случае спора о способе обозначения имен соавторов их имена располагаются в алфавитном порядке.
При использовании в России произведений иностранных авторов их имена приводятся в русской транскрипции, которая должна быть согласована с автором оригинала.
При таком способе использования произведения, как издание, имена иностранных авторов нередко указываются и на языке оригинала на обороте титульного листа.
Нередко, особенно при использовании научных произведений в печати, наряду с именем автора указываются его научная степень, ученое или почетное звание, должность и другие реквизиты.
Приведение подобных сведений может производиться только с согласия авто-РОВ, которые несут личную ответственность за достоверность указанных данных.
Нарушением права на имя при данном способе его реализации I будет неуказание имени автора, а также его искажение.
Это довольно I типичное и распространенное нарушение, встречающееся в рассматI Рнваемой сфере.
Наиболее часто нарушается право создателей произ^Сдений на авторское имя при публичном исполнении произведений, передаче в эфир и т.п.
Так, в радиои телевизионных передачах звучат и показываются произведения без указания имен их *°адателей.
Это является нарушением прав последних и должно пре-Сскаться органами, осуществляющими надзор за законностью, и ав-*°Рскоправовыми организациями.
Право на имя может быть наруше

[Back]