Проверяемый текст
Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. — М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2001. — 752 с.
[стр. 62]

произведений на авторское имя при публичном исполнении произведений, их передаче в эфир и т.
п.
Так, в радиои телевизионных передачах
нередко звучат и показываются произведения без указания имен их создателей.
Это является нарушением прав последних и должно
пресекаться органами, осуществляющими надзор за законностью, и авторско-правовыми организациями.
Право на имя может быть нарушено при допускаемом законом цитировании чужих произведений, но без указания источника заимствования.
Следующий способ обозначения авторского имени и
реализации рассматриваемого права — выступление автора под вымышленным именем (псевдонимом).
Он также нередко используется на практике.

Иногда под псевдонимом выступает не одно лицо, а двое, трое или большее число соавторов.
В самом деле, причины использования псевдонима могут быть самыми разными, в том числе весьма
уважительными, например, неблагозвучность подлинной фамилии автора, ее совпадение с фамилией другого автора, служебное положение автора и т.п.
Но в принципе это не должно иметь никакого
значения, поскольку речь идет о свободном выборе творцом обозначения его связи с произведением.
Запрет на псевдоним несовместим со
свободой творчества.
Закон не предусматривает каких-либо условий или порядка
для приобретения права на псевдоним.
Срок и объем использования
псевдонима также определяются самим автором.
Он может выпустить
под условным именем свои первые произведения, а в дальнейшем выступать под своим подлинным именем.
Автор может обозначить псевдонимом какую-то часть своих произведений, например, произведений определенного жанра.
Закон запрещает без согласия автора вносить какие-либо изменения в избранный автором способ обозначения своего имени, в том числе и тогда, когда он пользовался псевдонимом.
Псевдоним, как и подлинное имя автора, не должен искажаться.
Особым нарушением будет раскрытие псевдонима автора без его согласия.
Такие нарушения встречаются на практике, однако
61
[стр. 202]

202 указываться в титрах фильма или объявляться перед публичным исполнением произведения или передачей его в эфир и т.
п.
Факт указания на произведении имени определенного лица означает презумпцию принадлежности авторства произведения данному лицу.
Хотя данная презумпция не закреплена в законе, а носит фактический характер, она отражает с достаточной достоверностью действительное положение вещей и применяется на практике.
Автор сам определяет способ и полноту указания своего подлинного имени.
В частности, автор может обозначить свое имя в полном объеме, указав свою фамилию, имя и отчество (Доценко Ирина Ивановна), может указать только имя и фамилию (Ирина Доценко) или фамилию и инициалы (И.И.Доценко) и т.п.
Если, однако, произведение подписывается лишь инициалами (И.
Д.), такое произведение считается анонимным.
При опубликовании произведений, созданных несколькими лицами, имена соавторов указываются в последовательности, оговоренной соавторами.
Правом на указание своего имени пользуются все соавторы, независимо от размера внесенного в произведение творческого вклада.
Однако по соглашению создателей коллективного произведения оно может выйти в свет под именем одного или нескольких из них, например, чтобы отразить тот факт, что именно этим лицом (лицами) внесен основной творческий вклад в создание произведения.
Имена других соавторов могут быть с их согласия указаны в предисловии или ином месте работы.
В случае спора о способе обозначения имен соавторов их имена располагаются в алфавитном порядке.
При использовании в России произведений иностранных авторов их имена приводятся в русской транскрипции, которая должна быть согласована с автором оригинала.
При таком способе использования произведения, как издание, имена иностранных авторов нередко указываются и на языке оригинала на обороте титульного листа.
Нередко, особенно при использовании научных произведений в печати, наряду с именем автора указываются его научная степень, ученое или почетное звание, должность и другие реквизиты.
Приведение подобных сведений может производиться только с согласия авто-РОВ, которые несут личную ответственность за достоверность указанных данных.
Нарушением права на имя при данном способе его реализации I будет неуказание имени автора, а также его искажение.
Это довольно I типичное и распространенное нарушение, встречающееся в рассматI Рнваемой сфере.
Наиболее часто нарушается право создателей произ^Сдений на авторское имя при публичном исполнении произведений, передаче в эфир и т.п.
Так, в радиои телевизионных передачах
звучат и показываются произведения без указания имен их *°адателей.
Это является нарушением прав последних и должно
пре-Сскаться органами, осуществляющими надзор за законностью, и ав-*°Рскоправовыми организациями.
Право на имя может быть наруше

[стр.,203]

203 но при допускаемом законом цитировании чужих произведений, в без указания источника заимствования.
Так, Л.Н.
Гумилев заяви вполне обоснованную претензию журналу «Наш современник» В.
Чивилихину в связи с тем, что в эссе «Память», которое печатала на страницах журнала, широко использованы цитаты из научных р; бот Л.
Н.
Гумилева без упоминания его имени.
По мнению редакци журнала, подобный справочный аппарат затруднил бы и авторскс повествование, и восприятие текста читателями.
Тем не менее треб вание Л.
Н.
Гумилева было удовлетворено1 .
Следующий способ обозначения авторского имени и
реализацн рассматриваемого права — выступление автора под вымышленны именем (псевдонимом).
Он также нередко используется на практик
Многие российские писатели (Анна Ахматова, Максим Горьки] Демьян Бедный и др.) вошли в историю русской и мировой литерат! ры под своими вымышленными именами.
Иногда под псевдонима выступает не одно лицо, а двое, трое или большее число соавтора Так, под именем Козьмы Пруткова создавали свои произведения брат! Жемчужниковы и поэт А.
К Толстой, псевдоним чКукрыниксы» объел нил имена долгое время работавших в сфере изобразительного искусен художников М.
Куприянова, П.
Крылова и Н.
Соколова и т.
д.
В 50-х годах в советской печати прошла дискуссия о допустимое пользоваться псевдонимом в писательской и иной творческой да тельности.
Сторонники введения запрета на псевдоним, среди коя рых был, в частности, известный советский писатель М.
А.
ШолоЯв не привели скольконибудь убедительных доводов в поддержку свп позиции, которая была отвергнута как большинством писателей, тв практически всеми юристами.
В самом деле, причины использован псевдонима могут быть самыми разными, в том числе весьма
уваЦ тельными, например, неблагозвучность подлинной фамилии автШ ее совпадение с фамилией другого автора, служебное положение ам ра и т.п.
Но в принципе это не должно иметь никакого
значем поскольку речь идет о свободном выборе творцом обозначения]! связи с произведением.
Запрет на псевдоним несовместим со
свобсИ творчества.
В Закон не предусматривает каких-либо условий или порядкаприобретения права на псевдоним.
Срок и объем использования
па донима также определяются самим автором.
Он может выпустить]!
условным именем свои первые произведения, а в дальнейшем вЫЯ пать под своим подлинным именем, как, например, А.
П.
Чехов.
АШ может обозначить псевдонимом какую-то часть своих произведи)! например, произведений определенного жанра.
Ш 1 Материалы Северо-Западного отделения ВААП за 1984 г.


[стр.,204]

204 Закон запрещает без согласия автора вносить какие-либо изменения в избранный автором способ обозначения своего имени, в том числе и тогда, когда он пользовался псевдонимом.
Псевдоним, как и подлинное имя автора, не должен искажаться.
Особым нарушением будет раскрытие псевдонима автора без его согласия.
Такие нарушения встречаются на практике, однако
действующее законодательство, по сути дела, не содержит каких-либо санкций за данное нарушение.
Защищать свое право на псевдоним автор реально может лишь тогда, когда имеется возможность пресечь готовящееся правонарушение.
После его совершения автору в лучшем случае могут быть принесены официальные извинения, а также компенсирован по его требованию моральный вред.
Иногда, однако, надобность в раскрытии псевдонима может возникнуть в связи с тем, что опубликованные в печати статья или заметка носят явно клеветнический или оскорбительный характер.
Это может быть сделано, но лишь тогда, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.
В иных случаях редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, в том числе и путем раскрытия псевдонима (ст.
41 Закона РСФСР «О средствах массовой информации»).
В некоторых случаях право автора выступать под псевдонимом может быть ограничено.
Так, едва ли допустимо пользоваться таким псевдонимом, который нарушает нормы нравственности или носит оскорбительный характер.
В равной мере автор не может избрать такой псевдоним, который явно вводит публику в заблуждение, например, когда он совпадает с именем, под которым давно выступает другой автор.
И в том, и в другом случае автору может быть отказано в охране его прав со ссылкой на ст.
10 ГК РФ, запрещающую злоупотреблять гражданскими правами.
Право на авторское имя может быть реализовано путем опубликования произведения без указания имени создателя произведения, т.е.
анонимно.
В данном случае воля автора направлена на то, чтобы не связывать созданное им произведение со своим именем.
Иногда, однако, имя автора не указывается в связи со сложившимся порядком опубликования тех или иных произведений, например передовых статей в газетах и журналах, статей в справочниках и словарях и т.п.
; Автор, готовящий соответствующий материал, должен быть заранее I1 предупрежден о том, что его имя не будет указано при опубликовании [произведения.
Он может не согласиться с таким положением и запре-*гь использовать созданное им произведение без указания его имени.
Если же автор не возражает против опубликования своего произведе> анонимно в связи со сложившейся традицией, это означает, что им яизовано право на авторское имя.
Обнародование произведения без указания имени автора ни в коей ; не означает, что создатель произведения отказывается от автор

[Back]