целям. Во всех этих и подобных им случаях произведения используются не в том виде, который им придан авторами, однако нарушением права на защиту репутации автора это, по прямому указанию закона, не считается. Не рассматривается как нарушение данного права и творческая интерпретация произведения исполнителем или режиссером-постановщиком, если при этом не вносится изменений в форму и содержание произведения. Автор не может, ссылаясь на принадлежащее ему право на защиту репутации, воспрепятствовать созданию другими лицами соответствующих пародий и стилизаций, а также преградить дорогу критикам и комментаторам. Одним из наиболее сложных и спорных вопросов, связанных с реализацией рассматриваемого права, является проблема его передаваемости от автора другим лицам. В законе СРВ, а также РФ данный вопрос ни прежде, ни в настоящее время четкого разрешения не получил. В литературе на этот счет имеются два прямо противоположных мнения. Одни ученые полагают, что данное право неотчуждаемо от личности автора и не может передаваться другим лицам ни по договору, ни по наследству, ни по каким-либо иным основаниям . В практическом плане подобный подход оборачивается выводами о недействительности таких договоров, по которым авторы разрешают пользователям вносить изменения в свои произведения , о том, что охрана неприкосновенности произведения наследниками является их обязанностью в силу закона и т. п. 69 1Серебровский В. И. Вопросы советского авторского права. М., Изд-во АН СССР, 1956. С. 226—230; Гордон М.В. Советское авторское право. М., Госюриздат, 1955. С. 125; Комментарий к Гражданскому кодексу РСФСР // Отв. ред. С. Н. Братусь, О. Н. Садиков. М., Юридическая литература, 1982. С. 568; и др. 2Гордон М. В. Советское авторское право. М., Госюриздат, 1955. С. 125. J Савельева И. В. Правовое регулирование отношений в области художественного творчества. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1986. С. 80. |
208 Поскольку действующее законодательство типовых авторских договоров как особых источников авторского права не выделяет, аналогичные гарантии целесообразно предусматривать в конкретных авторских договорах, заключаемых авторами с пользователями их произведений. Право на защиту репутации автора, как и всякое субъективное право, имеет свои пределы. Закон предусматривает отдельные случаи, когда нарушение целостности произведения не расценивается как покушение на его неприкосновенность. Например, допускается цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объемах, оправданных целью цитирования. Возможно воспроизведение в обзорах текущих событий в кино, на радио и по телевидению выпущенных в^вет литературных и художественных произведений в объеме, соответствующем информационным целям. Во всех этих и подобных им случаях произведения используются не в том виде, который им придан авторами, однако нарушением права на защиту репутации автора это, по прямому указанию закона, не считается. Не рассматривается как нарушение данного права и творческая интерпретация произведения исполнителем или режиссером-поста: изменений в форму и содержа-ссылаясь на принадлежащее ему право на защиту репутации, воспрепятствовать созданию другими лицами соответствующих пародий и стилизаций, а также преградить дорогу критикам и комментаторам. Одним из наиболее сложных и спорных вопросов, связанных с реализацией рассматриваемого права, является проблема его передаваемое™ от автора другим лицам. В законе данный вопрос ни прежде, ни в настоящее время четкого разрешения не получил. В литературе на этот счет имеются два прямо противоположных мнения. Одни ученые полагают, что данное право неотчуждаемо от личности автора и не может передаваться другим лицам ни по договору, ни по наследству, ни по каким-либо иным основаниям1 . В практическом плане подобный подход оборачивается выводами о недействительности таких договоров, по которым авторы разрешают пользователям вносить изменения в свои произведения , о том, что охрана неприкосновенности произведения наследниками является их обязанностью в силу закона3 и т. п. новщиком, если при этом не в» ние произведения. Автор не м См., напр.: Серебровский В. И. Вопросы советского авторского права. С. 226—230; Гордон М. В. Советское авторское право. С. 123; Комментарий к Гражданскому кодексу РСФСР // Отв. ред. С. Н. Братусь, О. Н. Садиков. М., 1982. С. 568; и др. 2 Гордон М. В. Советское авторское право. С. 125. 3 Савельева И. В. Правовое регулирование отношений в области художественного творчества. С. 80. |