Это означает, что все имущественные авторские права сводятся к единому праву праву на использование произведения1. Автор не только решает вопрос об обнародовании произведения, но и определяет, с какого момента, в каких формах, объеме и пределах будет открыт доступ к произведению для неопределенного круга лиц. Право на использование произведения есть не что иное, как возможность автора самостоятельно решать все вопросы, связанные с предоставлением третьим лицам доступа к произведению и с его использованием . Открывая третьим лицам доступ к произведению, автор определяет и те способы, с помощью которых его произведение будет использовано. При этом произведение может быть использовано как в своей первоначальной, так и в измененной форме (например, в переводе или в переработанном виде), с воспроизведением той материальной формы, с которой связано произведение (например, переиздание книги), или без такового воспроизведения (например, публичное исполнение) и т. д. Согласно п. 2 ст. 16 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993г. исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия: воспроизводить произведение (право на воспроизведение); распространять экземпляры произведения любым способом (право на распространение); публично показывать произведение (право на публичный показ); импортировать экземпляры произведения в целях распространения включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт); 1Гаврилов Э. П. Комментарий к закону РФ «Об авторском праве и смежных правах». Судебная практика. М., Экзамен, 2002. С.120. " Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., Проспект, 2001. С.217." > _ 78 ' Гаврилов Э. II. Советское авторское право. М., Наука, 1984. С. 136— 137,153. |
216 ных экземплярах библиотеками, архивами, учебными заведениями (ст. 28 Закона РФ -«Об авторском праве и смежных правах»), отдельные виды произведений могут воспроизводиться в газетах, передаваться в эфир (п. 3 ст. 19 того же Закона) и т. д. § 3. ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА АВТОРОВ 1. Общие положения Действующее законодательство закрепляет за автором исключительные права на использование созданного им произведения. Это означает, что автор не только решает вопрос об обнародовании произведения, но и определяет, с какого момента, в каких формах, объеме и пределах будет открыт доступ к произведению для неопределенного круга лиц. Отражению в законе прав на использование произведения предшествовало длительное обсуждение специалистами вопроса о круге и характере авторских правомочий, связанных с обеспечением фактического доступа к произведению его пользователей. Многие ученые, основываясь на правилах, закрепленных ранее действовавшим законодательством, полагали, что любые способы использования произведения так или иначе охватываются одним из названных в законе правомочий автора по опубликованию, воспроизведению и распространению произведения. С точки зрения других специалистов, подведение под указанные правомочия все новых способов использования произведений, появляющихся вместе с развитием научнотехнического прогресса, является явной натяжкой. Достаточно бессмысленно идти и по пути расширения круга авторских правомочий, закрепляя за авторами все новые возможности использования произведений. Более плодотворным, с этой точки зрения, было бы закрепление за авторами общего права на распоряжение (использование) произведением , что и нашло отражение в ст. 135 Основ гражданского законодательства 1991 г. В Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах» эта идея, однако, подверглась известной трансформации, в результате чего в нем говорится не о едином праве, а о совокупности прав на использование произведения, что, в принципе, не меняет сути дела. Право на использование произведения есть не что иное, как возможность автора самостоятельно решать все вопросы, связанные с предоставлением третьим лицам доступа к произведению и с его использованием. Открывая третьим лицам доступ к произведению, автор Гаврилов Э. П. Содержание субъективного авторского права // Советское государство и право. 1977. № 8. С. 134; Дозорцев В.А. Авторские правомочия// Проблемы современного авторского права / Отв. ред. М. М. Богуславский, О. А. Красавчиков. Свердловск, 1980. С. 129. 217 определяет и те способы, с помощью которых его произведение будет использовано. При этом произведение может быть использовано как в своей первоначальной, так и в измененной форме (например, в переводе или в переработанном виде), с воспроизведением той материальной формы, с которой связано произведение (например, переиздание книги), или без такового воспроизведения (например, публичное исполнение)1 и т. д. В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона РФ «Об авторском праве смежных правах» исключительные права автора на использов произведения означают право осуществлять или разрешать осуще лять следующие действия: — воспроизводить произведение; — распространять экземпляры произведения любым способом; — импортировать экземпляры произведения в целях нения; — публично показывать произведение; — публично исполнять произведение; — сообщать произведение для всеобщего сведения путем передач в эфир и (или) последующей передачи в эфир; — сообщать произведение для всеобщего сведения по кабелю, I водам или с помощью иных аналогичных средств; — переводить произведение; — переделывать, аранжировать или другим образом пе вать произведение. /^ Исключительные права автора на использование дизайне архитектурного, градостроительного и садово-паркового включают также практическую реализацию таких проектов. Перечень конкретных авторских правомочий, конкретизиру принадлежащие автору исключительные права на использование 1 изведения, охватывает собой лишь типичные случаи произведений и, как уже отмечалось, не носит исчерпывающего з ра. Любые другие способы использования произведений, как < ющие ныне, так и те, которые могут появиться в дальнейшем,, применяться лишь с согласия автора или его правопреемников. Права на использование произведения могут осуществляться] самим автором, так и другими лицами, которым автор разрешает I пользовать произведение. Чаще всего, особенно если избранный < использования произведения требует особых технических средств,! торы передают соответствующие права специализированным < зациям (издательствам, киностудиям, театрам и т. д.), заключая с 1 авторские договоры. Права на использование произведения и др. Подробнее об этом см.: Гаврилов Э. П. Советское авторское право. С. 136—13 |