правомерного произведения в круге семьи или близких друзей требуется разрешение автора. Предлагается дополнить ГК СРВ соответствующей нормой: «Под публичным показом, публичным исполнением понимаются любые показ, исполнение произведения непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи». 4.Право на передачу в эфир В соответствии со ст.751 ГК СРВ 1995г. автор, являющийся собственником произведения, имеет право на получение материальной выгоды за разрешение другому лицу использовать произведение в форме передачи в эфир. Это означает, что автор имеет право разрешать передать произведение в эфир. Согласно п.2, ст. 16 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993г. автору принадлежат исключительные права на передачу в эфир и право на сообщения для всеобщего сведения по кабелю. Передача произведения в эфир предполагает его доведение до сведения наиболее широкой аудитории, что, безусловно, затрагивает особый интерес автора, нуждающийся в правовой охране. Однако прежнее российское законодательство (п. 4 ст. 492 ГК РСФСР 1964 г.). допускало свободное воспроизведение по радио и телевидению любых выпущенных в свет произведений, включая и их транслирование непосредственно из места их исполнения. Указанное исключение из сферы авторских прав в основном обосновывалось некоммерческим характером советских электронных средств массовой информации и просветительскими задачами. Отмена свободного использования произведений по радио и телевидению декларировалась уже в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. Но 90 |
226 5. Право на передачу в эфир и право на сообщения для всеобщего сведения но кабелю Весьма важной для авторов является закрепленная за ними возможность сообщать произведения для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир). Данный вид использования произведения предполагает его доведение до сведения наиболее широкой аудитории, что, безусловно, затрагивает особый интерес автора, нуждающийся в правовой охране. Однако до недавнего времени советское авторское законодательство допускало свободное воспроизведение по радио и телевидению любых выпущенных в свет произведений, включая и их транслирование непосредственно из места их исполнения (п. 4 ст. 492 ГК РСФСР 1964 г.). Это исключение из сферы авторских прав в основном обосновывалось некоммерческим характером советских электронных средств массовой информации и просветительскими задачами. Справедливости ради необходимо сказать, что практически все специалисты по авторскому праву уже давно и настойчиво высказывались в пользу того, чтобы привести советское авторское законодательство в этой его части в соответствие с принятыми во всем цивилизованном мире нормами. Отмену свободного использования произведений по радио и телевидению декларировали уже Основы гражданского законодательства 1991 г. Но конкретным содержанием право на передачу в эфир наполнил лишь Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах». Право на передачу в эфир как особое имущественное правомочие автора характеризуется следующими основными особенностями. Прежде всего данному праву, как никакому другому, свойствен элеI мент публичности. Произведение доводится до всеобщего сведения [ посредством специальных радиосигналов (радиоволн), которые предI назначены для приема самой широкой публикой. Аудитория еще боI лее расширяется при передаче произведения в эфир через спутник. I Под такой передачей понимается прием сигналов с наземной станции I на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых I произведение доводится до всеобщего сведения. При этом во внима• ние принимается сама возможность восприятия произведения публи-I Кой, независимо от того, осуществляется ли она фактически. I Далее, передаваться в эфир могут как уже обнародованные, в том • Числе опубликованные произведения, так и произведения, еще не об-1*ародованные (неопубликованные). Передачей в эфир признается и В&рямая трансляция произведения из места его показа или исполнения. В*? всех этих случаях произведение доводится до более широкой, чем И*ычно, аудитории, в связи с чем и требуется согласие на это автора. Ж" При передаче произведения в эфир оно становится доступным для •Ахового и (или) зрительского восприятия. Хотя для этого необходи•* |