183 Преодоление дефектов формирования и реализации юридических цензов процесс длительный, емкий и сложный, перед которым встает немало препятствий. Часть из них теорегического свойства, часть практического. Ряд рассмотренных нами изъянов и противоречий может быть устранен практически безболезненно. Начинать необходимо с индивидуума носителя знаний о праве, свободе, равенстве, справедливости. В правотворчестве особая роль должна отводиться антропологической оценке цензов. Это позволит уже на начальной стадии бытия законов предотвратить их психологическое отторжение. Потребности в использовании таких знаний при оценке юридических цензов существуют с тех пор, как законодательство обрело сложный по своему содержанию вид: специальная юридическая терминология, двусмысленность понятий, многоэлементная структура актов и всего законодательства в целом. Поэтому вопрос соответствия цензовых условий человеческой индивидуальности, субъективности решается путем применения антрополологического анализа (экспертизы) юридического ценза. Данный анализ должен дать ответ на такие вопросы: разрушаются ли межличностные отношения в результате применения цензов; способствуют ли цензы самореализации человека, его активности и свободе; запирается ли конкретная человеческая деятельность в жесткие рамки цензовых условий; какие значимые блага защищает юридический ценз и включены ли в него сугубо человеческие ценности; способствует ли юридический ценз самоидентификации личности; какие чувства, эмоции и оценки он может вызвать. По верному замечанию О. Л. Пучкова, «антропологический анализ это гуманитарная экспертиза какоголибо объекта, связанная с его оценкой с позиции субъектных отношений, целью которой является выяснение сте(региональный аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1995. С. 18-19. |
143 дается своего рода моральный суд, а гражданин выступает в качестве инстанции, правомочной определять пределы своей политической обязанности. Особое звучание приобретает антропологическая оценка нормативноправовых актов и, прежде всего, юридических текстов. Потребности в использовании таких знаний при оценке существуют с тех пор, как законодательство обрело сложный по своему содержанию вид: специальная юридическая терминология, двусмысленность понятий, многоэлементная структура актов и всего законодательства в целом и т.д. На первый взгляд, может показаться, что речь должна идти об оценке нормативного акта по всем известным требованиям юридической техники и законодательной стилистики. Правда, верно это лишь до определенной степени. Если «просеивать» текст права сквозь «сито» требований юридической техники, то в случае успеха этой манипуляции в итоге он будет иметь, возможно, совершенный с юридической точки зрения вид. Однако за рамками такого анализа останется проблема того, насколько этот текст соответствует природе человека, как он будет им восприниматься, оцениваться и исполняться. Поэтому вопрос соответствия текста права человеческой индивидуальности, субъективности решаётся путём применения антрополологического анализа (экспертизы) нормативно-правового акта. Данный анализ должен дать ответ на такие вопросы: разрушаются ли межличностные отношения в результате применения норм права; способствует ли указанный акт самореализации человека, его активности и свободе; запирается ли конкретная человеческая деятельность в жесткие рамки ограничений, запретов; какие значимые блага защищает нормативно-правовой акт и включены ли в него сугубо человеческие ценности; способствует ли нормативный текст самоидентификации личности; какие чувства, эмоции и оценки он может вызвать? и т. д. По верному замечанию О. А. Пучкова, «антропологический анализ — это гуманитарная экспертиза какого-либо объекта, связанная с его оценкой с позиции субъектных отношений, целью |