195 для индивида субъективно значимой. Правовую идеологию следует рассматривать как предтечу, предшествие права. Исходящие от государства идеологемы, освященные его авторитетом и защищаемые им, служат как бы прото правом, прес)правом. поскольку способны при определенном стечении обстоятельств и большей степени формализованности и нормативности превратиться в собственно правовые нормы1. Для правовой целостности общества важное значение имеет его национальное единство. И хотя в современном мире практически нет однонациональных (мононациональных) государств, а чаще в пределах одного государства проживают несколько наций, национальная принадлежность, выступает цементирующим звеном в государственно организованном обществе. Национальное единство укрепляет государство, поскольку политическая общность дополняется этнокультурными узами (язык, моральнонравственные традиции, национальное сознание и т.п.). И даже в обществе с противостоящими классами классовые интересы нередко нивелируются интересами национальными. В качестве положительного примера следует привести Федеральную целевую программу социально-экономического развития Республики Калмыкия и национально-культурного возрождения калмыцкого народа (утв. постановлением Правительства РФ от 14 марта 1997 года № 303), которая предусматривает постановку «информационно-разъяснительной работы среди коренного населения по активизации национального самосознания, преодоления негативных стереотипов, элементов национального нигилизма». Многие государственные должности среди прочих отличительных 1 Хабибулин А .Г., Рахимов Р.А. Государственная идеология: к вопросу о правомерности категории // Государство и право. 1999. № 3. С. 11-20. |
153 более отказ от государственной идеологии, в сочетании с другими проблемами, способны привести государство к гибели. Правовая идеология, наряду с правовыми нормами, выступает средством реализации государственных целей, политики государства. Воздействие государства на личность не может строиться лишь на принуждении и насилии такого рода формы государственности нежизнеспособны и могут существовать лишь в относительно коротком временном интервале. Именно идеология позволяет обеспечить реальное или иллюзорное единство ценностных ориентации индивида и государства, интегрировать множество существующих социальных, конфессиональных, территориальных, этнических и иных групп в нечто целое, самоидентификация с которой является для индивида субъективно значимой. Правовую идеологию следует рассматривать как предтечу, предшествие права. Исходящие от государства идеологемы, освященные его авторитетом и защищаемые им, служат как бы нря/яоправом, предправом. поскольку способны при определенном стечении обстоятельств и большей степени формализованности и нормативности превратиться в собственно правовые нормы1. Для правовой целостности общества важное значение имеет его национальное единство. И хотя в современном мире практически нет однонациональных (мононациональных) государств, а чаще в пределах одного государства проживают несколько наций, национальная принадлежность, выступает цементирующим звеном в государственно организованном обществе. Национальное единство укрепляет государство, поскольку политическая общность дополняется этнокультурными узами (язык, моральнонравственные традиции, национальное сознание и т.п.). И даже в обществе с противостоящими классами классовые интересы нередко нивелируются интересами национальными. 1 Хабибулин А.Г., Рахимов Р. А. Г осударственная идеология: к вопросу о правомерности категории // Государство и право. 1999. № 3. С. 11-20. 154 В качестве положительного примера следует привести Федеральную целевую программу социально-экономического развития Республики Калмыкия и национально-культурного возрождения калмыцкого народа (утв. постановлением Правительства РФ от 14 марта 1997 г. № 303), которая предусматривает постановку «информационно-разъяснительной работы среди коренного населения по активизации национального самосознания, преодоления негативных стереотипов». Нельзя забывать о необходимости преодоления самоустранения государства от процессов самоорганизации населения, формирования новых форм коллективного решения проблем. Власть должна чутко следить за всеми нововведениями в социуме, перенимать опыт наиболее передовых организаций. С другой стороны требуется дальнейшая поддержка тех структур, которые когда-то были созданы государствохм, показали свою эффективность, однако в дальнейшем неоправданно забыты. К числу таковых относятся общества защиты прав потребителей, трудовые комиссии и пр. Так, в Распоряжении Мэра Москвы от 28 декабря 1998 г. № 1304-РМ «Об утверждении Программы борьбы с преступностью в Москве на 1999 г.»1 указано, что «в целях преодоления дискриминации, профилактики движения «скинхедов», неформальных молодежных объединений, проявляющих экстремистские тенденции, воспитания уважения к закону организовать на базе средних учебных заведений и досуговых организаций по месту жительства школ правового всеобуча для подростков, студентов, родителей и педагогов». Стратегическим направлением выступает устранение конкуренции нормативных правовых актов. По-прежнему остается острой не снимается с повестки дня вопрос о соотношении закона и указа, о месте указов в системе нормативных правовых актов. Указное право вступает в прямое иротивореЧВестник мэрии Москвы. 1999. № 4. |