36 В.Г. Сокуренко и А.Н. Савицкая аргументируют, что «равноправие это основная, наиболее существенная часть равенства, в которой реализуется в праве как правовой статус личности и гарантированное государством равенство правовых возможностей граждан»1. Примерно аналогичной точки зрения придерживается М.Н. Козюк. Он рассматривает равноправие как часть правового равенства, которая «выступает, прежде всего, как принцип, регулирующий правовое положение личности в государстве». Автор указывает, что в содержательном плане принцип равноправия требует, чтобы все субъекты права имели равные правовые возможности для участия в жизнедеятельности общества, конечно, в тех пределах, которые общество может позволить в зависимости от 2 конкретной ступени своего социально-экономического развития . Свою точку зрения отстаивает Л.Д. Воеводин. Авторитетный ученый полагает, что «равенство состоит скорее в том, что из того общего свойства людей, что они люди, из равенства людей как людей оно выводит право на равное политическое и соответственно социальное значение всех людей или, по крайней мере, всех граждан данного государства или всех членов о данного общества» . Автор заключает, что именно в равном, одинаковом значении всех людей в сфере политической, правовой, социальной и экономической жизни общества и состоит главное, в подлинно научном понимании равенства. Равноправие же, само по себе, категория многоаспектная. Оно означает, что: каждому члену общества государство предоставляет равные с другими его членами юридические возможности; из закона вытекают для него равные обязанности; осуществление прав и обязанностей обеспечивается ему на равных 1 2 3 1 Сокуренко В.Г., Савицкая А.Н. Право. Свобода. Равенство. Львов, 1981.С. 136. 2 Козюк М.Н. Правовое равенство в механизме правового регулирования: Учеб. Пособие. Волгоград: ВЮИ МВД России, 1998. С.15 3 Воеводин Л.Д. Юридический с^гатус личности в России. М., 1997. С. 68 |
24 общественных отношениях, 2) речь должна идти о формальном равенстве и 3) речь должна идти о принципе равенства. Исчерпывают ли эти характеристики содержание понятия равенства применительно к праву? В научных источниках представлено значительное множество точек зрения относительно вопроса соотношения равенства и равноправия. Так В.В. Серкова, указывая на сложное диалектическое соотношение этих понятии, предлагает рассматривать «взаимосвязь между ними как соотношение между содержанием и формой»1. Автор исследует эти два понятия как сущность (равенство) и явление (равноправие). По мнению А.С. Мордовца, равноправие это, прежде всего, равные возможности субъектов прав человека. В.Г. Сокуренко и А.Н. Савицкая аргументируют, что «равноправие это основная, наиболее существенная часть равенства, в которой реализуется в праве как правовой статус личности и гарантированное государством равенство правовых возможностей граждан».1 2 3 Примерно аналогичной точки зрения придерживается М.Н. Козюк. Он рассматривает равноправие как часть правового равенства, которая «выступает, прежде всего, как принцип, регулирующий правовое положение личности в государстве». Автор указывает, что в содержательном плане принцип равноправия требует, чтобы все субъекты права имели равные правовые возможности для участия в жизнедеятельности общества, конечно, в тех пределах, которые общество может позволить в зависимости от конкретной ступени своего социально-экономического развития.4 Свою точку зрения отстаивает Л.Д. Воеводин. Ученый полагает, что 1 Серкова В.В. К вопросу о соотношении понятий равенства и равноправия // XXYI съезд КПСС и теоретические вопросы государства и права. — М., 1984. — С. 77. 2 Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Аналогичной точки зрения придерживается М.Н.Козюк Козюк М.Н. Правовое равенство (Вопросы теории). Автореферат дисс ... к.ю.н. СПб., 1996. С. 8. 3 Сокуренко В.Г., Савицкая А.Н. Право. Свобода. Равенство. — Львов, 1981— С. 136. 4 Козюк М.Н. Правовое равенство в механизме правового регулирования: Учеб. Пособие. -Волгоград: ВЮИ МВД России, 1998. С.15 «равенство состоит скорее в том, что из того общего свойства людей, что они люди, из равенства людей как людей оно выводит право на равное политическое и соответственно социальное значение всех людей или, по крайней мере, всех граждан данного государства или всех членов данного общества».1 Автор заключает, что именно в равном, одинаковом значении всех людей в сфере политической, правовой, социальной и экономической жизни общества и состоит главное, в подлинно научном понимании равенства. Равноправие же, само по себе, категория многоаспектная. Оно означает, что: каждому члену общества государство предоставляет равные с другими его членами юридические возможности; из закона вытекают для него равные обязанности; осуществление прав и обязанностей обеспечивается ему на равных основаниях.* 2 Равенство более широкая, общенаучная категория, которая характеризует тождество, идентичность предметов исходя из онтологических либо приобретенных свойств. Это сопоставимость, взаимозаменяемость, отсутствие в соотношении превосходства одного над другим. Равенство проявляется как в отсутствии у предметов определенных признаков, так и в сходстве наличествующих свойств. С точки зрения Лейбница «равенство это отношение взаимной заменимости (подстановочности) объектов, которые именно в силу взаимной заменимости считаются равными.» При этом взаимозаменимость может быть более или менее полной, в зависимости от степени идентичности объектов, но она всегда относительна, поскольку приравниваемые объекты, всегда индивидуальны и неповторимы, будь то предметы объективного мира или идеи, понятия, высказывания. Таким образом, равенство определяет25 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20. С. 108-109. 2 Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М, 1997. С. 68. |