89 потребность или возможность достичь чего-либо в объективную реальность (действительность). При этом происходит соединение субъективного права на получение чего-либо с юридической обязанностью соответствовать установленным параметрам наиболее действенным путем реализация права сопровождается ответственностью. Если субъект не соответствует предъявляемым требованиям, то все претензии в связи с невозможностью обрести желаемое он должен предъявлять только самому себе. В этом сущность ответственности перед самим собой внутренней ответственность личности. В данном случае мы имеем дело с диалектикой правовой возможности и юридической действительности1. Достаточно четко обнаруживается регулятивная роль цензов, которая определяется характером тех реакций, к которым приводит «ознакомление» субъектов с их содержанием. Различаются два варианта реагирования: пассивный и активный отклик. В первом случае субъект по объективным причинам не имеет возможности выполнить текущие условия ценза в полной мере либо осознает (порой ошибочно) невозможность длительного соблюдения цензового условия в силу ограниченности имеющихся в его распоряжении интеллектуальных, материальных и иных ресурсов. На уровне правосознания формируется ощущение несправедливости правового регулирования, основанное на интуитивном сравнительном анализе по аналогии: юридические нормы сравниваются с аналогами иных социальных сфер (политики, экономики, традиций, обычаев, морали, религии, национально-исторической ментальности). Для этой стадии важным моментом становится убежденность субъекта, что право несправедливо и требует коррекции с позиции субъективно понятых установок. Ошибочность такого анализа в том, что оценка справедливости происходит в одно1 Краснояружский С.Г. Индивидуальное правовое регулирование в советском обществе (вопросы теории и практики). Дис... канд. юрид. наук. М., 1990. С. 4. |
Речь идет о таких признаках, которые могут быть посредством права подвергнуты изменению либо нет. Научное объяснение дискриминации предполагает выяснение ее генезиса. В своем развитии он включает две стадии. Первая мировоззренческий дисбаланс возникающее на уровне правосознания ощущение несправедливости правового регулирования, основанное на интуитивном сравнительном анализе по аналогии: юридические нормы сравниваются с аналогами иных социальных сфер (политики, экономики, традиций, обычаев, морали, религии, национально-исторической ментальности). Для этой стадии важным моментом становится убежденность субъекта, что право несправедливо и требует коррекции с позиции субъективно понятых установок. Ошибочность такого анализа в том, что оценка справедливости происходит в одностороннем порядке, без учета аргументации других сторон. Интуитивное ощущение бесполезности правового установления, бессмысленности траты времени на его реализацию переходит в стадию негативно-стабильной настроенности сознания стад™ обобщения с предубеждением, что формирует убежденность в собственной правоте и устойчивом желании субъекта изменить имеющимися у него средствами и методами наличествующее положение. При этом активные действия могут предприниматься и вопреки воле других субъектов, что порой вызывает драматические последствия (внутригосударственный сепаратизм, международный терроризм). Основания дискриминации имеют неделимый и делимый характер. Неделимые признаки прирожденные качества человека, делимые приобретенные. Такие признаки, как национальность, раса, пол, язык, происхождение относятся к разряду неделимых. Имущественное и должностное положение, место жительства, отношение к религии, убеждения, принадлежность к общественным объединениям делимые. Если в отношении неделимых признаков следует указать, что они не содержат структурных компонентов, то 35 |