32 не. Гонне в числе предшественников Френе называет фамилии Януша Корчака и Овида Декроли. В 1921 г. Корчак пишет статью «О школьной газете», где говорится о том, что необходима пресса для детей, но такая, в которой участвовали бы сами подростки и «где затрагивались бы важные и интересные для них темы». Он дает несколько советов и предостережений тем, кто собирается заняться выпуском школьных газет: прежде всего, в создание газеты должно быть вовлечено максимальное количество учеников (как минимум, половина класса). Польза газеты в том, что «она учит честно выполнять добровольно взятые на себя обязанности, учит работать по плану, учит смело высказывать свои убеждения, ... учит спорить, доказывая, а не ссорясь, вносит гласность туда, где без газеты кружила бы сплетня и клевета, ободряет несмелых. Утирает нос зазнавшимся, направляет общественное мнение, является совестью общины». Корчак уделяет большое внимание новостям детской жизни. Речь идет не о свободном самовыражении ребенка, а об информации. У детей и подростков есть своя характерная информация, и газета будет способствовать ее распространению. Корчак говорит о том, что школьная газета выходит в одном экземпляре. В этом основное различие между Корчаком и Френе: для Корчака каллиграфия есть искусство, которое возвышает мысль; для Френе напечатать что-либо обессмертить его. Более того, Корчак сравнивает печатание с потерей художественного качества по отношению к единственному каллиграфическому экземпляру, так же как он считает фотографию эрзацем по отношению к живописному произведению. По поводу участия взрослых Корчак замечает, что такая помощь желательна, но не обязательна. Среди предшественников Френе, занимавшихся школьными газетами, он сам называет основателя школы «Эрмитаж» д-ра Овида Декроли. Декроли был единственным педагогом, работающим в данном направлении, чей опыт был хорошо известен Френе в 1924 году. В 1907-1910 гг. в первом учебном заведении, организованном Декроли, выпускалась газета «Эхо». Его сотрудница Джулия Деган описывает ее так: это был «скромный еженедельник, содержавший наивные статьи, объясняемые, интерпретируемые человеком, переживавшим |
школьных типографий, связан с именем французского педагога Селестена Френе. Гонне в числе предшественников Френе называет фамилии Януша Корчака и Овида Декроли. В 1921 г. Корчак пишет статью «О школьной газете», где говорится о том, что необходима пресса для детей, но такая, в которой участвовали бы сами подростки и «где затрагивались бы важные и интересные для них темы». Он дает несколько советов и предостережений тем, кто собирается заняться выпуском школьных газет: прежде всего, в создание газеты должно быть вовлечено максимальное количество учеников (как минимум, половина класса). Польза газеты в том, что «она учит честно выполнять добровольно взятые на себя обязанности, учит работать по плану, учит смело высказывать свои убеждения, ... учит спорить, доказывая, а не ссорясь, вносит гласность туда, где без газеты кружила бы сплетня зазнавшимся, и клевета, ободряет несмелых. общественное мнение, Утирает нос направляет является совестью общины». Корчак уделяет большое внимание новостям детской жизни. Речь идет не о свободном самовыражении ребенка, а об информации. У детей и подростков есть своя характерная информация, и газета будет способствовать ее распространению. Корчак говорит о том, что школьная газета выходит в одном экземпляре. В этом основное различие между Корчаком и Френе: для Корчака каллиграфия есть искусство, которое возвышает мысль; для Френе напечатать что-либо обессмертить его. Более того, Корчак сравнивает печатание с потерей художественного качества по отношению к единственному каллиграфическому экземпляру, так же как он считает фотографию эрзацем по отношению к живописному произведению. По поводу участия взрослых Корчак замечает, что такая помощь желательна, но не обязательна. Среди предшественников Френе, занимавшихся школьными газетами, он 34 сам называет основателя школы «Эрмитаж» д-ра Овида Декроли. Декроли был единственным педагогом, работающим в данном направлении, чей опыт был хорошо известен Френе в 1924 году. В 1907-1910 гг. в первом учебном заведении, организованном Декроли, выпускалась газета «Эхо». Его сотрудница Джулия Деган описывает ее так: это был «скромный еженедельник, интерпретируемые содержавший человеком, наивные переживавшим статьи, вместе с объясняемые, детьми их насыщенную школьную жизнь», который «представлял собой редкий психологический документ». В «Эрмитаже» выходил журнал «Школьный курьер», который издавался группой школьников 13-14 лет. Он содержал новости из разных классов, интересующие ребят факты школьной и внешкольной жизни, протоколы общих собраний, рисунки, стихи и другие проявления свободного творчества. Журнал был печатным. Общее у Декроли и Дьюи: типография, газета, журнал рассматриваются как помощь в передаче информации а также как один из видов ручного труда, но никогда как средство обмена между школами, как предмет сотрудничества в классе, как свободное самовыражение. Френе объединил разнородные элементы, существовавшие в различных школах к началу XX века, он явился организатором целого движения международного масштаба «типография в школе», которое изменит в значительной степени отношения между учениками и учителями, благодаря школьной газете. Френе поместил типографию в центр деятельности класса. Он организовал обмен газетами между двумя школами: в Ле-Бар-сюр-Лу и Трегенк. Это движение приобрело необыкновенную популярность. Дети и подростки получили доступ к сфере деятельности, которой до этого занимались только взрослые. По мысли Френе, печатный станок это средство раскрепощения детского мышления. Такое мощное орудие, как 35 |