42 Мысль о коренных различиях в подходе к средствам массовой информации как вспомогательным средствам обучения и как к объекту самостоятельного изучения проводит член Совета Норвежской ассоциации медиапедагогов Тригве Панхофф в своей статье «Медиа образование в Норвегии»: «...Использование средств массовой информации в норвежских школах далеко не новое явление. Однако до 1975 года такие средства массовой информации Vi как радио, пресса, кино и телевидение в основном использовались как дополнение к школьным дисциплинам, а не в качестве самостоятельного объекта изучения. Типичными примерами являются школьное радио и телевидение, а также использование учебных фильмов на таких предметах как география, история, естественные науки. Однако до тех пор, пока средства массовой информации не стали объектом критического анализа, нет оснований говорить о медиаобразовании в полном смысле этого понятия. Средства массовой информации использовались скорее в качестве аудиовизуальных пособий»(63, с.118). Первый опыт кинообразования в нашей стране относится к 20-30-м годам * XX в, В это время на первое по популярности место выходит такой вид массовой коммуникации, как кинематограф. Уже в это время некоторые педагоги пытались вести работу, связанную с просмотром и обсуждением фильмов, однако она не была систематической и оставалась в основном на внеучебном уровне. В 30-е годы многие школы комплектуются кинопроекторами, что позволяет создать базу для систематического кинообразования, однако Великая Отечественная война положила конец этому начинанию. В 40-е и 50-е годы практически не предпринималось попыток создать какую-либо завершенную систему кинообразования. 60-е годы характеризуются появлением первых киноклубов, целью которых становится не только просмотр, но и обсуждение, анализ просмотренных фильмов. Эта форма работы становится популярной не только среди школьников, но и среди педагогов. Существующие модели кинообразования сложились в основном в 1960-80-е S |
Учебное кино и телевидение относятся к ТСО с односторонней связью их демонстрация происходит без сведений о том, что из просмотренного воспринято и усвоено учащимися. Тем не менее при демонстрации фильмов о практических занятиях их можно сравнить с действиями учащихся и убедиться в их правильности. Сюда относятся фильмы, активизирующие действия зрителей, например, применяемые при изучении иностранных языков. Большую познавательную ценность имеют фильмы, демонстрирующие лекции видных ученых. Слабые стороны учебного кино и телевидения в том, что, во-первых, значительное внимание уделяется внешней эффективности, которая многими воспринимается как достаточное условие для использования телеи кинофильмов в учебном процессе. Во-вторых, расположение материала не всегда соответствует логике познания. Явления обычно раскрываются в таком порядке и в такой форме, которая кажется наиболее соответствующей законам изобразительной трактовки. При этом не всегда соблюдается логическая материала. Мысль о коренных различиях в подходе к средствам массовой информации как вспомогательным средствам обучения и как к объекту самостоятельного изучения проводит член Совета Норвежской ассоциации медиа педагогов Тригве Панхофф в своей статье «Медиаобразование в Норвегии»: «...Использование средств массовой информации в норвежских школах далеко не новое явление. Однако до 1975 года такие средства массовой информации как радио, пресса, кино и телевидение в основном использовались как дополнение к школьным дисциплинам, а не в качестве самостоятельного объекта изучения. Типичными примерами являются школьное радио и телевидение, а также использование учебных фильмов на таких предметах как география, история, естественные науки. Однако до 45 последовательность и методическая грамотность подачи тех пор, пока средства массовой информации не стали объектом критического анализа, нет оснований говорить о медиаобразовании в полном смысле этого понятия. Средства массовой информации использовались скорее в качестве аудиовизуальных пособий»(62). Первый опыт кинообразования в нашей стране относится к 20-30-м годам XX в. В это время на первое по популярности место выходит такой вид массовой коммуникации, как кинематограф. Уже в это время некоторые педагоги пытались вести работу, связанную с просмотром и обсуждением фильмов, однако она не была систематической и оставалась в основном на внеучебном уровне. В 30-е годы многие школы комплектуются кинопроекторами, что позволяет создать базу для систематического кинообразования, однако Великая Отечественная война положила конец этому начинанию. В 40-е и 50-е годы практически не предпринималось попыток создать какую-либо завершенную систему кинообразования. 60-е годы характеризуются появлением первых киноклубов, целью которых становится не только просмотр, но и обсуждение, анализ просмотренных фильмов. Эта форма работы становится популярной не только среди школьников, но и среди педагогов. Существующие модели кинообразования сложились в основном в 196080-е годы. В это время были разработаны факультативные курсы по киноискусству для школ и педагогических институтов, организовывались практические и научные семинары по кинообразованию в различных регионах страны. Первые диссертационные исследования по кинообразованию школьников появились в 1966 г. Это работы А.С. Карасик, Р.Г. Рабиновича и Ю. М. Рабиновича (38; 71; 72). А.В. Шариков связывает появление этих исследований, во-первых, с появлением объективных условий для 46 |