55 эстетического подхода к медиаобразованию, т.е. рассматривал его как развитие личности через художественные произведения (преимущественно игрового киноискусства). Однако нельзя не отметить, что в последние годы жизни им делалась попытка перенести опыт, накопленный в кинообразовании (и в образовании на материале экранных искусств) на медиаобразование в целом, т.е. включить в сферу предметов изучения не только экранные искусства, но и средства массовой информации. Словарь терминов по медиаобразованию Исследовательского центра эстетического воспитания РАО, подготовленный к российско-британскому семинару «Медиаобразование школьников», проходившему в Москве в 1995 году, предлагает следующее определение: "Аудиовизуальная грамотность навыки анализа и синтеза пространственно-временной реальности и умение «читать» экранное повествование". А.В. Спичкин в книге «Что такое медиа образование» дает следующее определение этого термина: «Аудиовизуальная грамотность система умений и на S' выков анализа и синтеза пространственно-времен1юй реальности, позволяющих воспринимать информацию, зафиксированную в виде звукозрительных сигналов (по аналогии с вербальной грамотностью «читать»), фиксировать информацию в виде звукозрительных сообщений («писать») и переводить информацию из одной знаковой системы в другую. Формирование аудиовизуальной грамотности является основой построения системы медиа образования»(87, с.98). Все вышеприведенные определения подчеркивают, что аудиовизуальная ^ц грамотность предполагает умение правильно воспринимать и создавать самостоятельно звукозрительные образы, которые являются формой передачи информации в так называемых аудиовизуальных (или экранных) искусствах. В современном западном медиаобразовании более распространено понятие «медиаграмотность», которое, на наш взгляд, является несколько более широким, так как включает навыки анализа и синтеза не только художественного звукозрительного образа, но и образа, создаваемого средствами массовой ин |
Умение читать и писать, а также умение писать грамматически правильно. 2. Обладание необходимыми знаниями, сведениями в какой-нибудь области» (59, 139). Аудиовизуальный «основанный на одновременном восприятии слухом и зрением» (78, 64). Следовательно, аудиовизуальная грамотность это обладание определенными сведениями в области умения воспринимать («читать») и правильно («грамотно») создавать («писать») звуко-зрительные образы. Понятие «аудиовизуальная грамотность» является одним из базовых понятий отечественного медиа образования. В 1980 г. в Эстонии была опубликована первая книга Ю.Н.Усова «Методика использования киноискусства в идейно-эстетическом воспитании учащихся 8-10 классов» (90). В этой понятие знаменательной работе Ю.Н.Усов впервые грамотности «как культуры формулирует восприятия аудиовизуальной звукозрительного образа, включающей умения его анализа и синтеза» (90, 5). В большинстве своих работ Ю.Н.Усов придерживался эстетического подхода к медиа образованию, т.е. рассматривал его как развитие личности через художественные произведения (преимущественно игрового киноискусства). Однако нельзя не отметить, что в последние годы жизни им делалась попытка перенести опыт, накопленный в кинообразовании (и в образовании на материале экранных искусств) на медиа образование в целом, т.е. включить в сферу предметов изучения не только экранные искусства, но и средства массовой информации. Словарь терминов по медиаобразованию Исследовательского центра эстетического воспитания РАО, подготовленный к российско-британскому семинару «Медиаобразование школьников», 1995 году, предлагает следующее определение: Аудиовизуальная грамотность навыки анализа и синтеза проходившему в Москве в пространственно-временной реальности и умение «читать» экранное 69 повествование. А.В. Спичкин в книге «Что такое медиа образование» дает следующее определение этого термина: «Аудиовизуальная грамотность система умений и навыков анализа и синтеза пространственно-временной реальности, позволяющих воспринимать информацию, зафиксированную в виде звуко-зрительных сигналов (по аналогии с вербальной грамотностью «читать»), фиксировать информацию в виде звуко-зрительных сообщений («писать») и переводить информацию из одной знаковой системы в другую. Формирование аудио-визуальной грамотности является основой построения системы медиа образования»(86,98). Все вышеприведенные определения подчеркивают, что аудиовизуальная грамотность предполагает умение правильно воспринимать и создавать самостоятельно звуко-зрительные образы, которые являются формой передачи информации в так называемых аудиовизуальных (или экранных) искусствах. В современном западном медиа образовании более распространено понятие «медиаграмотность», которое, на наш взгляд, является несколько более широким, так как включает навыки анализа и синтеза не только художественного звукозрительного образа, но и образа, создаваемого средствами массовой информации, который включает в себя социальные компоненты. Медиаграмотность определяется как способность читать, анализировать, оценивать и создавать сообщения во всем многообразии форм массовой коммуникации (телевидение, радио, печать, компьютеры и т.д.) (Seppo Telia, p.l). Медиаграмотность это расширенные информационные и коммуникативные навыки, которые отвечают на изменяющуюся природу информации в нашем обществе. David Considine, обобщая определяет принятое ее 70 в США определение «воспринимать, медиаграмотности, как умение |