75 средств массовой информации, но и формирование умений и навыков восприятия информации, содержащейся в текстах СМИ, а также развитие креативных практических умений и навыков на материале средств массовой коммуникации. Для того, чтобы более четко определить содержание медиаобразования, мы выделили следующие оппозиции, которые позволяют охарактеризовать все средства массовой коммуникации, рассматриваемые в медиаобразовании, и •di^' следуют из определения и функций СМК и СМИ и из имеющихся к ним педагогических подходов: художественная — внехудожественная информация, проходящая по различ ным каналам массовой коммуникации. К средствам МК, передающим художественную информацию, относятся художественная книга, художественное кино, художественная фотография и художественная фонозапись, т.е. собственно средства массовой коммуникации, которые более склоняются в сторону передачи художественной информации, хотя их документальные формы являются носителями внехудожественной информации. Наоборот, большую часть ин^ формации, циркулирующей непосредственно в СМИ печати, радио и телевидении составляет внехудожественная информация, хотя и здесь присутствуют художественные элементы: фильмы на телевидении и передачи на радио; вербальная невербальная знаковая система. На нынешнем этапе развития уже практически не существует чисто вербальных или чисто невербальных СМК. Чисто вербальными (аудиальными) средствами массовой коммуникации являются радио и фонозапись, а чисто невербальным (визуальным) фотография. ^ В большей степени вербальными являются, несомненно, книга и газета, хотя в первой существенную роль играет иллюстрация, а в последней фотография. Примерно одинаковое значение имеют вербальная и невербальная знаковые системы в кинематографе и на телевидении, что позволяет акцентировать внимание на той или другой из них в зависимости от целей обучения; предметный личностно ориентированный подход к изучению СМК. Лич ностно ориентированный подход предполагает прежде всего развитие творческих способностей личности посредством обучения самовыражению с исполь |
передача информации в обществе. В него входят: а) понятие коммуникации; б) понятие о знаковых системах и способах представления информации; в) история передачи информации; Второй Он блок г) массовая коммуникация структуру средств и ее закономерности. коммуникации. рассматривает массовой массовой включает изучение отдельных коммуникации и их особенностей (газеты и журналы, фотография, радио и звукозапись, кино, телевидение). Третий блок содержания охватывает вопросы социального функционирования средств массовой коммуникации. В него входят: а) контроль над массовой информацией; б) финансирование массовой коммуникации; в) получение массовой информации и ее воздействие. Содержание вышеперечисленных тематических блоков предполагает не только получение теоретических знаний об истории, структуре и теории средств массовой информации, но и формирование умений и навыков восприятия информации, содержащейся в текстах СМИ, а также развитие креативных практических умений и навыков на материале средств массовой коммуникации. В России лабораторией ТСО и медиаобразования Института общего среднего образования РАО разработан стандарт «Медиаобразование интегрированное с различными школьными дисциплинами» (проект), который «призван обеспечить обязательный минимум нормативных знаний и умений в предметной области медиаобразования» (35, 26). В данном документе основное содержание медиаобразования определяется как «интеллектуальные и процессуальные умения информационного взаимодействия». С точки зрения авторов данного проекта объектом для изучения является сама информация, передаваемая СМИ, а не механизмы создания сообщений и не особенности функционирования интегрированного дисциплины это: учебная информация по той или иной отрасли знаний (независимо от 49 СМИ в в обществе. и «Объекты медиаобразования гнкольные гуманитарные естественнонаучные источника и носителя); информация, передаваемая по различным коммуникативным каналам, доступным школьникам; технические средства создания, преобразования, накопления, передачи и использования информации». Данная российская версия медиаобразования ставит на первое место понятие «информация», а не понятие «коммуникация». За рамками рассмотрения остаются такие важные элементы массовой коммуникации, как языки различных средств массовой коммуникации, цели и формы передачи информации, особенности социального функционирования СМИ, без которых невозможно формирование умения «противостоять манипулированию в проекте в сознанием индивида со стороны СМИ», которое выделяется качестве одного из необходимых умений. Несомненным достоинством проекта является стремление «включить внешкольную информацию в контекст общего школьного образования, в систему формируемых в предметных областях знаний и умений». Это важное умение, однако, не исчерпывает всего содержание медиаобразования. Таким образом, содержание медиаобразования в российской педагогике еще не является полностью сформировавшимся и до сих пор ведутся споры о том, какие еще элементы необходимо включить в его структуру. Для того, чтобы более четко определить содержание медиаобразования, мы выделили следующие оппозиции, которые позволяют охарактеризовать все средства массовой коммуникации, рассматриваемые в медиаобразовании, и следуют из определения и функций СМК и СМИ и из имеющихся к ним педагогических подходов: • художественная внехудожественная информация, проходящая по каналам массовой коммуникации. К средствам МК, различным передающим художественную информацию, относятся художественная книга, художественное кино, художественная 50 фотография и художественная фонозапись, т.е. собственно средства массовой коммуникации, которые более склоняются в сторону передачи формы художественной информации, хотя их носителями внехудожественной циркулирующей составляет документальные информации. являются большую Наоборот, часть информации, непосредственно в СМИ печати, радио и телевидении внехудожественная информация, хотя и здесь присутствуют художественные элементы: фильмы на телевидении и передачи на радио; • вербальная невербальная знаковая система. На нынешнем этапе развития уже практически не существует чисто вербальных или чисто невербальных СМК. Чисто вербальными (аудиальными) средствами массовой коммуникации являются радио и фонозапись, а чисто невербальным (визуальным) фотография. В большей степени вербальными являются, играет несомненно, книга и газета, хотя в первой существенную роль иллюстрация, а в последней фотография. Примерно одинаковое значение имеют вербальная и невербальная знаковые системы в кинематографе и на телевидении, что позволяет акцентировать внимание на той или другой из них в зависимости от целей обучения; • предметный личностно ориентированный подход к изучению СМК. Личностно ориентированный подход предполагает прежде всего развитие творческих способностей личности посредством обучения самовыражению с использованием различных СМК, в то время как предметно ориентированный подход предполагает изучение СМК с целью более глубокого понимания закономерностей массовой коммуникации. В то же время нельзя не отметить, что активное, критическое отношение к сообщениям СМК в конечном итоге также имеет своей целью формирование самостоятельно мыслящей личности; • холистический элементалистский подход к изучению СМК. Все существовавшие подходы к изучению средств массовой коммуникации в школе находились в рамках элементалистского подхода, так как ни в одной из существовавших моделей не рассматривалась 51 вся система массовой |