Проверяемый текст
Шипнягова Елена Яковлевна. Формирование готовности будущих педагогов к интеграции медиаобразования в образовательный процесс школы (Диссертация 2003)
[стр. 76]

76 зованием различных СМК, в то время как предметно ориентированный подход предполагает изучение СМК с целью более глубокого понимания закономерностей массовой коммуникации.
В то же время нельзя не отметить, что активное, критическое отношение к сообщениям СМК в конечном итоге также имеет своей целью формирование самостоятельно мыслящей личности;
'щ^ холистический элементалистский подход к изучению СМК.
Все существо вавшие подходы к изучению средств массовой коммуникации в школе находились в рамках элементалистского подхода, так как ни в одной из существовавших моделей не рассматривалась
вся система массовой коммуникации и ее общие закономерности.
Многие западные курсы по изучению СМК также строятся на изучении какого-либо одного из них (например, изучение возможностей художественной фотографии в младшей школе или работа по созданию школьной газеты).
Однако, на наш взгляд, о медиаобразовании в полном смысле этого слова можно говорить лишь тогда, когда будет выработан холистский подход к его
Л содержанию, т.е.
он будет включать наряду с изучением отдельных СМК определение их места в общей системе массовой коммуникации и изучение общих закономерностей коммуникативного процесса, опосредованного различными техническими средствами.
Используя выделенные выше оппозиции, можно проанализировать исторически сложившиеся подходы к изучению СМК в школе.
В рамках оппозиции «художественная внехудожественная информация» необходимо отметить, что рассмотрение всей художественной информации
осуществлялось в пределах эстетического воспитания.
Исторически первым средством массовой коммуникации, обратившим на себя внимание педагогов, стала массовая литература.
Необходимо подчеркнуть, что средства массовой коммуникации являются носителями совершенно определенного типа
культуры, а именно массовой культуры, т.к.
они ориентированы
на удовлетворение интересов и потребностей широких слоев населения и просто не будут пользоваться спросом в обществе при отсутствии этого условия.
Анализ отечествен
[стр. 51]

фонозапись, т.е.
собственно средства массовой коммуникации, которые более склоняются в сторону передачи формы художественной информации, хотя их носителями внехудожественной циркулирующей составляет документальные информации.
являются большую Наоборот, часть информации, непосредственно в СМИ печати, радио и телевидении внехудожественная информация, хотя и здесь присутствуют художественные элементы: фильмы на телевидении и передачи на радио; • вербальная невербальная знаковая система.
На нынешнем этапе развития уже практически не существует чисто вербальных или чисто невербальных СМК.
Чисто вербальными (аудиальными) средствами массовой коммуникации являются радио и фонозапись, а чисто невербальным (визуальным) фотография.
В большей степени вербальными являются, играет несомненно, книга и газета, хотя в первой существенную роль иллюстрация, а в последней фотография.
Примерно одинаковое значение имеют вербальная и невербальная знаковые системы в кинематографе и на телевидении, что позволяет акцентировать внимание на той или другой из них в зависимости от целей обучения; • предметный личностно ориентированный подход к изучению СМК.
Личностно ориентированный подход предполагает прежде всего развитие творческих способностей личности посредством обучения самовыражению с использованием различных СМК, в то время как предметно ориентированный подход предполагает изучение СМК с целью более глубокого понимания закономерностей массовой коммуникации.
В то же время нельзя не отметить, что активное, критическое отношение к сообщениям СМК в конечном итоге также имеет своей целью формирование самостоятельно мыслящей личности;
холистический элементалистский подход к изучению СМК.
Все существовавшие подходы к изучению средств массовой коммуникации в школе находились в рамках элементалистского подхода, так как ни в одной из существовавших моделей не рассматривалась
51 вся система массовой

[стр.,52]

коммуникации и ее общие закономерности.
Многие западные курсы по изучению СМК также строятся на изучении какого-либо одного из них (например, изучение возможностей художественной фотографии в младшей школе или работа по созданию школьной газеты).
Однако, на наш взгляд, о медиаобразовании в полном смысле этого слова можно говорить лишь тогда, когда будет выработан холистский подход к его
содержанию, т.е.
он будет включать наряду с изучением отдельных СМК определение их места в общей, системе массовой коммуникации и изучение общих закономерностей коммуникативного процесса, опосредованного различными техническими средствами.
Используя выделенные выше оппозиции, можно проанализировать исторически сложившиеся подходы к изучению СМК в школе.
В рамках оппозиции «художественная внехудожественная» информация необходимо отметить, что рассмотрение всей художественной информации
осуществлялось в пределах эстетического воспитания.
Исторически первым средством массовой коммуникации, обратившим на себя внимание педагогов, стала массовая литература.
Необходимо подчеркнуть, что средства массовой коммуникации являются носителями совершенно определенного типа
на культуры, а именно массовой культуры, т.к.
они ориентированы
удовлетворение интересов и потребностей широких слоев населения и просто не будут пользоваться спросом в обществе при отсутствии этого условия.
Анализ отечественной
педагогической литературы доказывает, что проблема «массовая культура и дети» возникла практически одновременно с самим явлением массовой культуры.
Дети как правило проявляют интерес к наиболее популярным в обществе произведениям массовой культуры, потому что, вопервых, они постоянно сопровождают их в повседневной жизни, а во-вторых, они просты, доступны и как правило не затрагивают сложных проблем, недоступных детскому пониманию.
Одним из первых русских педагогов, обративших внимание на проблему 52

[Back]