92 ный О Ы телезрителя/читателя/слушателя), а во-вторых, предполагает развитие П Т его способности к самовыражению различными (вербальными и невербальными) способами. Наличие неофаниченного количества вариантов заданий творческого характера способствует развитию образного мышления и воплощению данных образов в оригинальной медиапродукции (выпуск школьных газет, организация школьного радиовещания, создание рекламной продукции и т.д.). Медиаобразование развивает способность к самостоятельному критическому анализу информации, поступающей из различных источников, что также положительно сказывается на формировании независимого, творческого мышления. В рамках оппозиции «холизм элементализм» нужно отметить, что медиаобразование во всех странах на начальном этапе стояло на позициях элементализма. С нашей точки зрения, это было связано с неравномерностью развития самих СМК. Отношение школы к разным средствам массовой коммуникации зависело от степени их распространенности, доступности для школьников, уровня развития каждого конкретного СМК. ^, В рамках элементалистского подхода в нашей стране исторически сложились две основные формы работы со средствами массовой коммуникации: это кинообразование, о котором уже было сказано выше, и работа с газетой. В настоящее время наблюдается четкая тенденция к соединению нескольких средств массовой коммуникации в рамках одного учебного курса. В частности, А.В. Спичкин в работе «Что такое медиа образование»(87) приводит программу курса «Изучение основ театра и кино». В объяснительной записке к программе автор объясняет стремление к интегративному подходу тем, что «с одной стороны происходит взаимодействие и взаимопроникновение различных зрелищных форм художественной культуры, заимствование ими друг у друга выразительных средств и приемов». В качестве еще одного аргумента в пользу подобного подхода А.В.Спичкин называет то, что «поскольку большая масса школьников сегодня может увидеть театр только в форме передачи или телевизионной пьесы, необходимо рассмотрение вопроса о том, какие трансформации претерпевает театральная постановка в процессе телепередачи и насколько |
выявление и использование образов как особых личностных образований; раскрытие образов мышления, сложившихся в опыте познания каждого ученика. В этих условиях задаваемые задания становятся не столько конечной целью, сколько средством работы учителя с субъектным опытом ученика, его образной сферой (в отличие от понятий), имеющимися у него способами усвоения учебного материала. Понятно, что такая работа учителя требует своего технологического обеспечения в виде специально подготовленных образовательных программ; разработки дидактического материала, использования его в процессе урока; особой критериальной базы оценки деятельности ученика и учителя (106, 36). На наш взгляд, медиаобразование соответствует параметрам концепции личностно-ориентированного образования прежде всего потому, что оно, вопервых, опирается на субъектный опыт ученика (в частности, на его повседневный опыт телезрителя/читателя/слушателя), а во-вторых, различными предполагает развитие его способности (вербальными и невербальными) к самовыражению Наличие способами. неограниченного количества вариантов заданий творческого характера способствует развитию образного мышления и воплощению данных образов в оригинальной медиа продукции (выпуск школьных газет, организация школьного радиовещания, создание рекламной к продукции и т.д.). Медиаобразование анализу развивает способность самостоятельному критическому информации, поступающей из различных источников, что также положительно сказывается на формировании независимого, творческого мышления. В рамках оппозиции «холизм элементализм» нужно отметить, что медиаобразование во всех странах на начальном этапе стояло на позициях элементализма. С нашей точки зрения, это было связано с неравномерностью развития самих СМК. Отношение школы к разным средствам массовой коммуникации зависело от степени их распространенности, доступности для 57 |