Проверяемый текст
Кожевников С.Н. Правовое поведение и правонарушение: сущность и содержание / Учебно-методическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. — Н. Новгород: Издательство «Общество «Интелсервис», 2002.
[стр. 51]

51 человека во многих случаях само собой разумеющимся, постоянно повторяющимся действием, привычным поведенческим актом, при котором личность не подвергает каждый раз анализу правильность тех требований, которое предъявляет к ней общество, а следует им без 62особых раздумий, без длительной борьбы мотивов» .
В рамках такого вида поведения формируется соответствующая поведенческая привычка, как внутреннее стремление индивида относиться к праву сознательно, позитивно, но не проявлять излишней социальной
активности.
С учетом такого подхода, индивид «подстраивает» свое поведение к стандартам определенной социальной среды.
Не исключено, что такая практика может основываться на следующих постулатах: так надо, так было, так спокойнее, так будет и др.
Необходимо видеть и то, что в рамках этого вида поведения граждане выполняют свои правовые обязанности, совершают иные юридически значимые действия.
В этой связи, характеризуя подобные поступки людей, можно говорить о привычно — положительном правомерном поведении.

Активное правомерное поведение — выражает инициативную деятельность в сфере права.
Такое поведение характеризуется не столько соблюдением запретов, исполнением возложенных обязанностей, сколько использованием предоставленных прав и свобод.
Активное поведение такой направленности выходит за рамки привычного правомерного поведения, отличается инициативой, нередко связано с дополнительными затратами времени, интеллектуальной и физической энергии.
Можно сказать, что правовая активность *
АО “ См: Оксамытный В.В.
Правомерное поведение // Общая теория государства и права: Академический курс.
Т.2.
—М., 1998.
С.575;
Он же, Правомерное поведение личности (теоретические и методологические проблемы), дисс...докт...
юрид...
наук.
М., 2005.
[стр. 10]

Оно основано на подчинении правовым предписаниям без их необходимого осознания, осмысления.
Заметим, в справочных изданиях слово «конформизм» трактуется как «приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений и т.
д., отсутствие собственной позиции, некритическое следование общим мнениям, тенденциям, авторитетам».2 Мотивами конформистского поведения могут быть: подчинение лица установ — ленным правилам поведения, основанное на пассивном его отношении к существующему порядку, желание избежать обсуждения в социальной группе; боязнь утратить доверие группы; желание заслужить одобрение группы.
Соответственно, понятие «конформистское правомерное поведение» раскрывается как приспособление, подчинение своего поведения действиям и убеждениям своего социального окружения, коллег, по работе, начальства, группы, а также соблюдение норм права «по инерции».
Ненадежность конформистского поведения (при его внешней правомерности) в том, что у человека отсутствует твердая и четкая личная установка на ' См.: Общая теория государства и права: Академический курс.
/Под ред.
М.Н.
Марченко.
— М., 2001.
— С.570; Теория государства и права.
/Под ред.
Н.И.
Матузова, А.В.
Малько.
М., 2001.
С.525 2 Современный словарь иностранных слов.
— М., 1992.
— С.307 соблюдение права, По верному замечанию А.В.Якушева, «при изменении ситуации (переход поведения окружения от правомерного к неправомерному) возможна аналогичная смена правовой установки индивида с правомерной на неправомерную».' Как видно, социально — правовой конформизм в целом общественно полезен, поскольку индивид подчиняется требованиям права и в этой связи их непосредственно реализует.
Это поведение приемлемо для общества, но не оптимально, поскольку в его основе нет активного положительного отношения к праву.
К тому же, как отмечалось, оно не характеризуется устойчивостью.
Маргинальное правомерное поведение (законобоязненное) — это приспособление субъектом своего поведения к окружающей правовой среде.
Особенность в том, что речь идет о поведении пограничном, промежуточном между правомерной и неправомерной ориентацией субъекта.
Рассматриваемая форма поведения по своему названию производна от латинского слова «marginalis» — находящийся на грани, пограничный.
В этой связи мы говорим о самом ненадежном виде правомерного поведения.
Маргинальное поведение нередко продиктовано страхом перед возможным наказанием, пониманием выгодности законопослушания в определенной жизненной ситуации.
В большинстве случаев такой вид поведения свойственен людям, не нашедшим себя в обществе (сложность судьбы, осуждение в прошлом, отсутствие способности к трудовой деятельности и т.
д.) В настоящее время рассматриваемый тип поведения также может быть свойственен лицам, не имеющим необходимого минимума материальных благ, проживающим за чертой бедности, не находящим пути для изменения своего реального положения.
Этим объясняется уход таких индивидов «в себя», бродяжничество, неспособность реализовать свои возможности в условиях, проводимых в стране реформ, экономической и иной нестабильности.
В настоящее время маргинальный статус свойствен значительному числу граждан России, оторванных от своих социальных корней, не обладающих необходимым потенциалом для преодоления препятствий и ограничений на пути к реализации определенных видов деятельности.
Такие субъекты становятся своеобразным «резервом» неустойчивых криминогенных форм 1 Якушев А.В.
Теория государства и права: Конспект лекций.
—М., 2000.
—С.148; См.
также: Теория государства и права: Схемы и комментарии.
Учебное пособие.
/Под.
ред.
Р.А.Ромашова.
СПб., 2000.
-С.
163 поведения.
Вместе с тем, для многих из них осознание фактора «невыгодности» наказания реализации правовых санкций является предостерегающим моментом, удерживает их в рамках правопорядка.
Как видно, «угроза принуждения способна привести действия определенных лиц с деформированными поведенческими установками в соответствие с требованиями правовых предписаний.»' 4.
По степени вовлеченности личности в правовое регулирование можно выделить следующие три вида интересующего нас поведения: обычное, активное и пассивное.
Обычное правомерное поведение Это такой тип поведения, который свойствен повседневной, служебной (трудовой) и бытовой жизни людей, не связан с дополнительными затратами их энергии, соответствует предписаниям юридических норм.
В этой связи представляет интерес суждение В.В.
Оксамытного относительно такого привычного поведения.
Он отмечает: «Следование усвоенным правовым идеям и принципам становится для человека во многих случаях^само собой разумеющимся, постоянно повторяющимся действием, привычным поведенческим актом, при котором личность не подвергает каждый раз анализу правильность тех требований, которое предъявляет к ней общество, а следует им без особых раздумий, без длительной борьбы мотивов».2 В рамках такого вида поведения формируется соответствующая поведенческая привычка, как внутреннее стремление индивида относиться к праву сознательно, позитивно, но не проявлять излишней социальной

[стр.,11]

активности.
С учетом такого подхода, индивид «подстраивает» свое поведение к стандартам определенной социальной среды.
Не исключено, что такая практика может основываться на следующих постулатах: так надо, так было, так спокойнее, так будет и др.
Необходимо видеть и то, что в рамках этого вида поведения граждане выполняют свои правовые обязанности, совершают иные юридически значимые действия.
В этой связи, характеризуя подобные поступки людей, можно говорить о привычно —положительном правомерном поведении.

1 Теорид, государства и права: Схемы и комментарии.
Учебное пособие.
/ Под.
ред.
Р.А.Ромашова.
СПб., 2000.
-С.163 2 Оксамьшшый В.В.
Правомерное поведение //Общая теория государства и права: Академический курс.
т.2.
— М., 1998.
— С.575
Активное правомерное поведение — выражает инициативную деятельность в сфере права.
Такое поведение характеризуется не столько соблюдением запретов, исполнением возложенных обязанностей, сколько использованием предоставленных прав и свобод.
Активное поведение такой направ — ленности выходит за рамки привычного правомерного поведения, отличается инициативой, нередко связано с дополнительными затратами времени, интеллектуальной и физической энергии.
Можно сказать, что правовая активность
превышает обычные требования закона в том смысле, что это поведение инициативно и результативно в отличие от деятельности механической, шаблонной, стереотипной.
Как видно, активное правомерное поведение отличают: инициатива, гражданская позиция, творческая самодеятельность, зрелость личности, стремление участвовать в решении общественных проблем, в деятельности партий, общественных организаций.
Очевидно, такое поведение основывается на информированности, высоком уровне правосознания, осознании полезности и реализуемых действий.
Словом, речь идет об активности, проявляемой в деятельности в сфере правовых отношений, которая значительно отличается от других видов социальной деятельности по целям, сопряженности с реализацией предоставленных прав, исполнением возложенных обязанностей.
В этой связи, по мнению С.С.
Алексеева, понятие «правовой активности» применительно к сфере реализации права приобретает значение самостоятельной юридической категории, отражающей активную инициативную деятельность лиц, которая влияет на функционирование механизма правового регулирования».' С учетом содержательных свойств правовой активности можно выделить следующие ее разновидности: 1.
правовая активность, совпадающая с исполнением обязанностей и вместе с тем отличающаяся инициативой, заинтересованностью в получении определенных результатов (поведение ист — цов, кандидатов в депутаты представительных органов власти, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность и др.); 2.
правовая активность как, наиболее высокая и значимая форма правомерного поведения личности (смелая, сопряженная с определенным риском, критика должностных лиц, злоупотребляющих служебным положением, использование правил .необходимой обороны, и др.).
Алексеев С.С.
Общая'теория права, т.1 М., 1981.
С.338Под иным углом зрения, в зависимости от направденнр_сти_можно выделить правовую активность: 1.
в области познания правовых явлений; 2.
в сфере правотворчества; ; 3.
в правореализующей деятельности; 4.
в деятельности, направленной против нарушения закона, установленного правопорядка.
В.
научной литературе встречаются суждения, что «социально — правовая активность» включает в себя и позитивно — правомерное и активно —противоправное поведение (М.Ф.
Орзих, Ю.Н.
Оборотов).
Такой широкий подход к содержанию рассматриваемого явления, охватывающий одним понятием и правомерное, и противоправное поведение позволяет обратить внимание на следующее.
Бесспорно, лица, совершающие противоправные, преступные деяния против жизни и здоровья людей, против свободы, чести и достоинства личности, против собственности, против общественной безопасности и общественного порядка и др., нередко проявляют инициативу, незаурядную энергию, основанную на деформированных интересах и потребностях.
Очевидно, речь идет о противоправной активности с негативным «зарядом», указывающей на деформированность правовой структуры личности и такое ее свойство как правовой нигилизм (негативное отношение к праву, правовой действительности).
Если учитывать личностные свойства носителя противоправной активности, формы их проявления в действительности, то едва ли целесообразно рассматривать подобную деятельность в качестве правовой активности.
Как видно, противоправная активность принципиально отличается от

[Back]