Проверяемый текст
Сарсенов, Карим Маратович. Государственное принуждение и его реализация в деятельности органов внутренних дел (Диссертация 1996)
[стр. 81]

ё Имущественные формы принуждения применяются только тогда,ь кода имеется противоправное причинение.имущественного вреда.
Кроме* ' ■ * ' ♦ » того по действующим законодательствам об административной» и уголовной ответственности предусмотрены меры воздействия, Ч ' < «Г связанные с имущественным правоограничениями: штраф, конфискация имущества, возложения обязанности возместить причиненный вред и др.
Имущественные формы государственного принуждения * опосредованно воздействуют на сознание субъекта, так как они оборачиваются для него* определенными лишениями имущественногоы * * _ а характера» что» соответственно влечет за собой; ограничение' * ► * I .
возможностей удовлетворения различных потребностей.
Эти
л обстоятельства .
превращают применение имущественных форм
государственного принуждения в эффективное средство как * 1 профилактики правонарушений, так и воспитания правонарушителей.
г) организационные формы государственного принуждения —это меры воздействия, связанные с прекращением деятельности различных общественных объединений, организаций и т.д.
в связи с нарушением уставов, законов, а так же в связи с деятельностью, направленной против■ интересов общества или государства.

3.
По фактическим основаниям применения
государственное принуждение классифицируется на таки формы как: предупредительные л 4 (превентивные); пресечение; восстановление; юридическая ответственность.
Этот критерий применим
для отдельных отраслевых видов принуждения.
а) Предупреждение (превенция) это форма государственного а принуждения свойственная в основном административному праву и ее » меры применяются компетентными органами и должностными лицами в целях охраны правопорядка, прав и интересов личности, охраны общественных отношений.
Это объясняется особенностями
[стр. 32]

определенного правосознания и правовой культуры у своих членов.
С другой стороны убеждение есть результат, продукт данного процесса.
В этом случае убеждение выступает как форма проявления активности сознания и элемент правовой культуры личности.
При психическом принуждении волевые позиции принуждаемого и принуждающего могут не только не совпадать, но и быть прямо противоположными по характеру и содержанию.
Задача психического принуждения состоит в том, чтобы не столько изменить, деформировать “изнутри” волю принуждаемого, сколько в том, чтобы подчинить ее, подавить, связать мотивом страха перед наказанием за неповиновение2.
Если человек убежден, он поступает добровольно, осознанно, свободно; если же он психически принужден, то это означает, что человек подавляет личные, внутренние мотивы поведения, отдавая предпочтение внешним, навязанным ему мотивам.
В поведении, обуслов1 Сальников В.П.
Правовая культура советского человека Л., 1986; его же: Правовая культура сотрудников органов внутренних дел.
Л., 1988; его же: Социалистическая правовая культура.
Саратов, 1989.
2 См.: Базылев Б.Т.
К вопросу о понятии и видах принуждения: Томск, 1965.
С.
9-10.
75 ленном ими, субъект проявляет не свободно сформировавшуюся личную волю, а сформированную принуждением.
Таким образом, сущность психического принуждения состоит в воздействии на психику человека с помощью самых различных средств.
Но это воздействие на психику не есть самоцель, а есть лишь средство, с помощью которого воздействуют на носителя общественных отношений, стремясь сохранить или изменить существующие общественные отношения/Органы внутренних дел также используют психическое принуждение для воздействия на сознание и волю человека с целью предотвратить с его стороны противоправное действие.
В этом плане сама деятельность милиции по пресечению и раскрытию преступлений выступает своеобразной формой психического принуждения по отношению к лицам, склонным к нарушению правопорядка.
Кроме этого психическое принуждение является эффективным средством в профилактике правонарушений.
Применение же его должно всегда отвечать требованиям правовых принципов государственного принуждения.; в) Имущественные формы принуждения это государственноправовые меры, направленные против имущественных интересов субъекта в целях возмещения причиненного им вреда (как правило, в гражданском праве), а также в случае государственной или иной необходимости.1 Особенностью имущественных форм принуждения является то, что они применяются не только к гражданам, но и к юридическим лицам.
Признавая гражданскую правоспособность не только за гражданами, но и за юридическими (и иными) лиСм.: Серегина В.В.
Государственное принуждение по советскому праву.
Воронеж, 1991.
С.77.
76 цами, гражданское право не может ограничиться провозглашением возможности для этих субъектов обладать определенными гражданскими правами.
Оно должно обеспечить их реальное осуществление, юридически гарантировать эти права.
Имущественные формы принуждения применяются тогда, когда имеется противоправное причинение имущественного вреда, а также по действующим законодательствам об уголовной и административной ответственности предусмотрены меры воздействия, связанные с имущественными правоограничениями: штраф, конфискация имущества, изъятие имущества из чужого незаконного владения, возмездное изъятие или конфискация предметов, явившихся орудием совершения правонарушения, возложение обязанности возместить причиненный ущерб и т.д.
Ошибочным, на наш взгляд, является мнение некоторых ученых, которые относят меры принуждения, связанные с имущественными правоограничениями к формам физического принуждения.
В юридической литературе высказывается следующая точка зрения по данному вопросу: “Личность, ее неприкосновенность и свобода, ее имущество, пишет Базылев, составляет непосредственный объект физического принуждения.
…Следовательно, применяя физическое государственное принуждение, т.е.
воздействуя па личность, ее имущество, деятельность, неприкосновенность и т.п., лишая и ограничивая лицо в его правах и свободах, органы государства оказывают соответствующее влияние и

[стр.,33]

77 на его сознание.”1 Предложенная трактовка затрудняет выделение объекта физического принуждения, ибо в одном случае это сам человек, в другом случае -вещи, окружающие человека ( имущество, деньги).
Прав, на наш взгляд, Федоров В.П., который считает, “что бессмысленно воздействовать физически на вещи, ибо это в крайнем случае приведет к их гибели, но никак не к изменению их поведения.
Безусловно, таким путем можно изменить поведение их владельца, но это будет уже экономическое, но никак не физическое принуждение2”.
Имущественные формы принуждения опосредованно воздействуют на сознание субъекта, так как они оборачиваются для него определенными лишениями имущественного характера, что соответственно влечет за собой ограничение возможностей удовлетворения различных потребностей.
Эти
обстоятельства превращают применение имущественных форм принуждения в эффективное средство как профилактики правонарушений, так и воспитания правонарушителей.3 Базылев Б.Т.
Государственное принуждение и правовые формы его осуществления в советском обществе.
Дисс.
… канд.
юрид.
на>к.
Киев, 1968.
С.
135.
2См.: Федоров В.П.
Принуждение в системе социалистического управления.
Дисс.
… канд.
филос.
наук.
Ленинград, 1975.
С.
115.
Основные имущественные формы принуждения в гражданском праве выражаются в возложении принудительных имущественных обязанностей в случаях: возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина (ст.
ст.
1084, 1087, 1089 ГК РФ и т.д.); компенсация морального вреда (ст.
ст.
1101 ГК РФ); обязательства в следствие причиненного вреда) ст.
ст.
1068, 1069, 1074 ГК РФ и т.д.); ответственность за нарушение обязательств (ст.
ст.
394, 405, 406 ГК РФ и др.) В КоАП предусмотрены статьи, устанавливающие порядок исполнения постановлений о взысканиях: принудительное 78 г) Организационные формы принуждения это меры воздействия, связанные с прекращением деятельности различных общественных объединений, организаций и т.
д.
в связи с нарушением уставов, законов, а также в связи с деятельностью, направленной против интересов общества или государства.

Так, расформировывается воинская часть при утрате знамени части.
Согласно закона от 9 октября 1980 года “Об общественных объединениях” в случае нарушения требований устава или закона общественное объединение подлежит ликвидации.1 1.
По органам (субъектам) применения формы принуждения подразделяются на применяемые в судебном порядке (судебное принуждение), во внесудебном, административном порядке (административное принуждение) и применяемые общественными организациями (общественное принуждение).
а) В судебном порядке разрешаются уголовные, гражданские дела, рассматривается широкий круг вопросов, вытекающих из административно-правовых отношений, затрагивающих права граждан в сфере государственного управления.
В соответствии со ст.
1 1 8 Конституции РФ правосудие осуществляется только судом.
Судебные решения, принимаемые в процессе или по итогам отправления правосудия (приговоры по уголовным делам, решения по гражданским делам и т.д.) и нередко именуемые в юридической литературе актами правосудия, в соответствии с законодаисполнение постановления о наложении штрафа (Ст.286 КоАП РСФСР); исполнение постановления о конфискации (ст.291 КоАП РСФСР) и др.
‘Закон СССР “Об общественных объединениях” // Известия.
1980.
17 октября.
79 тельством наделяются особыми свойствами.
Одно из них общеобязательность.
Это означает, в частности, что вступившие в законную силу приговор, определение или постановление, вынесенные судом при рассмотрении уголовного дела, являются

[стр.,37]

87 Нам представляется спорной позиция И.А.
Галагана, который говорит о всецело подчиненном характере процессуальных форм принуждения (и процессуальных санкций) по отношению к материально-правовым формам принуждения (и материальноправовым санкциям).Он прав, когда речь идет о взаимодействии материальноправового принуждения на базе штрафных (карательных) санкций и соответствующих им процессуальных форм принуждения (процессуальных санкций); уголовного принуждения и уголовно-процессуального.
Второй вид принуждения не может существовать без связи с первым.
Однако имеется сколько угодно случаев, когда меры процессуального принуждения применяются самостоятельно, минуя санкции материально-правовые, например процессуальные ограничения в связи с административным надзором милиции за лицами, освободившимися из мест лишения свободы.
Эти правоограниче-ния относятся не к материально-правовым, а к процессуальным мерам принуждения.
1.
Формы государственного принуждения можно делить и по фактическим основаниям его применения, т.е.
в зависимости от конкретных юридических фактов ( составов правонарушений), обязательств, вызывающих необходимость применения принудительных мер в связи с объективно-противоправными деяниями (действием источника повышенной опасности и другими юридически значимыми аномалиями и т.д.), порождающими различного рода отраслевые охранительные правонарушения, в рамках которых принуждение реализуется.
Этот критерий тесно связан с названным выше нормативным критерием, который указывает на то, какой вид 88 принуждения может иметь место на основе отраслевых норм права, а критерий “фактических оснований” на то, за какое деяние то или иное отраслевое принуждение может быть применено (за совершение правонарушения и т.д.) Фактические основания применения принуждения подробно определяются отраслевыми нормами права, т.е.
по существу нормативными основаниями.
Поэтому классификация принуждения по фактическим основаниям означает одновременно и его классификацию по нормативным основаниям.
Этим самым подчеркивается законность такого принуждения, его нормативная и фактическая обоснованность.
По фактическим основаниям применения
принуждение классифицируется на такие формы: предупредительные (превентивные), пресечение, восстановление, юридическая ответственность.
Этот критерий применим
и для классификации отдельных отраслевых видов принуждения.
Например, уголовная ответственность как отраслевое понятие подразделяется в свою очередь на конкретные виды в зависимости от различных в составах преступлений (фактических оснований ответственности).
То же самое можно сказать и о других отраслевых видах ответственности.
а) Предупреждение (превенция) как форма государственного принуждения.
Эта форма государственного принуждения свойственна в основном административному праву, и ее меры применяются компетентными органами и должностными лицами в целях охраны правопорядка, прав и интересов личности, охраны общественных отношений.
Это объясняется особенностями
административно-правовых методов регулирования этих отношений, которые в основном 89 регулируются властью компетентных органов управления и должностных лиц.
В необходимых случаях эти органы и должностные лица вправе непосредственно и без обращения за содействием к судебным органам применять предупредительные меры.
Среди ученых вопрос о наличии и основаниях применения административно-предупредительных мер является спорным.
Так, Д.Н.
Бахрах по этому поводу пишет, что “разнообразные предупредительные меры, которые осуществляют органы государственного управления в целях охраны общественных и личных интересов вне связи с правонарушениями, находятся за границей принуждения.
Так называемые административно-предупредительные меры не являются мерами принуждения”1.
Также спорным является и вопрос об отнесении административнопредупредительных мер к санкциям норм административного права.
Большинство ученых административистов к правовым санкциям относят только меры пресечения и

[Back]