Проверяемый текст
Рябчук, Андрей Викторович. Эффективность психологического воздействия в политическом процессе (Диссертация 2001)
[стр. 196]

которыми они обозначаютисходящую друг отдруга информацию в ситуации выбора.
Следует отметить, что данный подход в изучении воздействия в
науке в настоящее время наиболее популярен и, по-видимому, на сегодняшний день наиболее полно раскрывает возможности воздействия.
В рамках данной парадигмы проведено также большое количество специальных
исследований, и на их основе разработано множество эффективных приемов и средств воздействия на индивида, которые с успехом применяются, в I частности, средствами массовой информации при формировании общественного мнения, создании рекламы н т.п.
Признание активности, избирательности
в восприятии внешних явлений, а также двусторонней, процессуальной организации воздействия не снимает вопроса о релевантности этих воздействий и их контексте.
Главной здесь является проблема их целей и направленности.
Многочисленные
исследования и социальная практика убеждают в том, что более совершенное знание и более глубокое проникновение в самые интимные механизмы природы человека не означают того, что эти научные открытия будут использоваться во благо человечества.
К сожалению, достижения психологической науки часто используются при разработке изощренных средств и методов контроля за сознанием и поведением людей, их манипулировании.
Влияние этих средств не всегда осознаваемо, а последствия трудно предсказуемы.
Хорошо известно влияние психоделических препаратов на
сознание и поведение человека.
С учетом последних достижений психологической теории были разработаны и продолжают усовершенствоваться современные методы психологической индокринации и конверсии (перевербовки),
подпорошвого воздействия и т.
п.
Поэтому на данном этапе развития
социальной философии и психологии, в частности, отчетливо встают общечеловеческие и нравственные проблемы, которые связаны с ответами на вопрос о социальной ответственности за использование достижений науки против человека.
[стр. 18]

18 коммуникаций, может привести к обратным, отрицательным психологическим последствиям.
2.
За последние 40 лет в психологическом знании произошел значительный перелом, связанный с отказом от подхода к человеку как к «пассивному реактору», если можно так выразиться, то есть лишь отвечающему на воздействие.
Был выдвинут подход, утверждающий его активность и избирательность в процессе отражения внешних воздействий.
Этот подход, условно обозначенный как субъектный, или акционапьный, наиболее всесторонне представлен в когнитивной психологии.
В рамках данного подхода было разработано наибольшее количество специальных теорий воздействия (около 40), которые основываются на идее активности и целостности психического функционирования человека.
В соответствии с этой точкой зрения предполагается, что процесс воздействия происходит тогда, когда взаимодействующие между собой коммуникаторы интернализуют значения, которыми они обозначают исходящую друг от друга информацию в ситуации перцептивного выбора.
Следует отметить, что данный подход в изучении воздействия в
научной психологии в настоящее время наиболее популярен и, повидимому, на сегодняшний день наиболее полно раскрывает возможности психологического воздействия.
В рамках данной парадигмы проведено также большое количество специальных
экспериментальных исследований и на их основе разработано множество эффективных приемов и средств психологического воздействия, которые с успехом применяются, в частности, средствами массовой информации при формировании общественного мнения, создании рекламы и т.п.
Признание активности, избирательности
психического отражения внешних явлений, а также двусторонней, процессуальной природы организации воздействия не снимает вопроса о релевантности этих воздействий и их контексте.
Главной здесь является проблема их целей и направленности.
Многочисленные
экспериментальные исследования и социальная практика убеждают в том, что более совершенное знание и более глубокое проникновение в самые интимные механизмы психической

[стр.,19]

19 природы человека не означают того, что эти научные открытия будут использоваться во благо человечества.
Часто, наоборот, это самым непосредственным образом используется в разработке изощренных средств и методов контроля за сознанием и поведением людей, манипулирования психикой.
Влияние этих средств трудно осознаваемо, а последствия трудно предсказуемы.
Хорошо известно влияние психоделических препаратов на
психику человека.
С учетом последних достижений психологической теории были разработаны и продолжают усовершенствоваться современные методы психологической индокринации и конверсии (перевербовки),
подпорогового воздействия и т.
п.
Поэтому на данном этапе развития
психологической науки и психологии воздействия, в частности, отчетливо встают общечеловеческие и нравственные проблемы, которые связаны с ответами на вопрос о социальной ответственности психологии за достижения своей науки.
Это дает нам основание обозначить стратегию воздействия в рамках акциональной парадигмы как манипулятиеную.
Таким образом (и это важно подчеркнуть), акциональный подход к организации воздействия по своей внутренней сути в принципе может вести к таким же, а иногда к еще худшим психологическим последствиям, нежели реактивный подход.
Несмотря на признание активности и индивидуальной избирательности психического отражения, провозглашаемой в рамках данного подхода, при использовании конкретных методов воздействия человек на самом деле все так же остается объектом внешних влияний и психического манипулирования.
Поэтому не будет, по-видимому, большой натяжкой говорить о том, что императивную и манипулятиеную стратегии психологического воздействия можно отнести в целом к одному и тому же одномерному, объектному взгляду на человеческую природу, где человеку в целом отводится пассивная роль, где его уникальная сущность обезличивается.
Вместе с тем, такая позиция довольно распространена она составляет идеологию большинства современных служб психологической помощи людям, она лежит в основе технологии и многих методов в сфере

[Back]