становления и социального функционирования личности. Пессимистическому, одномерному подходу к человеку противопоставлялась так называемая оптимистическая традиция. Она основана на вере в конструктивное, активное, созидающее и творческое начало человеческой природы, на его изначальной моральности и доброте, альтруистической и коллективистической направленности, выступающих в качестве предпосылоки условий совместного существования и выживаниялюдей. Наиболее последовательную разработку данная концепция получила, прежде всего, в теории гуманистической философии и психологии, начало которой заложили А.Маелоу, Р.Мэй, К.Роджерс, Э.Фромм и другие.1 Главным в данной доктрине являются признание неповторимости и уникальности организации каждого отдельного человека, вера в его позитивное и творческое начало. В отличие от объектного подхода к человеку данное направление можно условно обозначить как личностный, или интерсубъектный, подход. Вместе с тем, конкретизируя общеметодологаческие положения о социальной природе человека я его гуманистическом начале, решающую роль в формировании и развитии человека отводят его ближайшему социальному окружению, во взаимодействии с которым индивид и обретает свое человеческое, личностное содержание. В этой связи личность в известном смысле можно понимать как продукт и результат общения человека с другими людьми, то есть как ингерсубъектное образование. Структура личности и ее основное ядро определяются структурой и характером ее предметно-практической деятельности. Социальный контекст задает нормативы и координаты этой деятельности, формирует ее мотивационную основу. В признании человека как «интерсубъектного» образования, возможно, заключен основной эвристический потенциал современного знания о 1 См.: Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб. 1999; Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 2001; Роджерс К Взгляд ка психотерапию, становление человека. М, 1999; Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990; Фромм Э. Анатомиячеловеческой деструктивности. М., 1994 и др. 198 |
20 психотерапевтической работы и психокоррекции. В этом случае человек (возможно, даже из лучших побуждений) все же подгоняется под некий эталон «хорошего» пациента, зачастую посредством довольно изощренных приемов, который существует в профессиональной когнитивной карте «всемогущего» и «всезнающего» психотерапевта; сам же пациент лишается права на какую-либо самостоятельность в видении ситуации и принятии решений. Человек (в рамках этой парадигмы) является объектом и продуктом постоянной и целенаправленной психологической манипуляции и давления, причем считается, что возможности этого манипулирования практически безграничны. Этот одномерный подход к человеку, как известно, имеет корни в далекой истории и свои довольно устойчивые традиции в философии, культуре, естествознании, этике, и связан с так называемым пессимистическим взглядом на природу человека. Можно сказать, что «объектность» естественнонаучного подхода к исследованию человеческой природы оборачивается одномерностью в разработке практических рекомендаций относительно организации взаимоотношений между людьми, которые чаще всего носят обезличенный, «технологический» характер и, естественно, не могут учитывать всего богатства реальных человеческих связей и уникальности личностного содержания каждого. Слепое или неумелое следование такого рода рекомендациям в работе с людьми может негативным образом сказываться на характере психического становления и социального функционирования личности. 3. Пессимистическому, одномерному подходу к человеку противопоставлялась так называемая оптимистическая традиция. Она основана на вере в конструктивное, активное, созидающее и творческое начало человеческой природы, на его изначальной моральности и доброте, его альтруистической и коллективистической направленности, выступающих в качестве предпосылок и условий совместного существования и выживания людей. В психологии наиболее последовательную разработку данная концепция получила, прежде всего, в 21 теории гуманистической психологии, начало которой заложили А.Маслоу, Р.Мэй, «Роджерс, Э.Фромм и другие. Главным в данной доктрине являются признание неповторимости и уникальности психической организации каждого отдельного человека, вера в позитивное и творческое начало человека. В отличие от объектного подхода к человеку данное направление можно условно обозначить как личностный, или интерсубъектный, подход. Вместе с тем, конкретизируя общеметодологические положения о социальной природе человека и его гуманистическом начале, решающую роль в психическом формировании и развитии человека отводят его ближайшему социальному окружению, во взаимодействии с которым индивид и обретает свое человеческое, личностное, гуманистическое содержание. В этой связи личность в известном смысле можно понимать как продукт и результат общения человека с другими людьми, то есть как интерсубъектное образование. Основное психологическое ядро личности, ее психологическая структура определялись только структурой и характером ее предметно-практической деятельности, т. е. объектно. Социальный же контекст, задающий нормативы и координаты этой деятельности, создающий ее эмоционально-мотивационный фон, оказывался практически вне поля научного анализа. В признании человека как «интерсубъектного» образования, возможно, заключен основной эвристический потенциал и резерв современного психологического знания, задана зона его ближайшего развития, обеспечивающая выход на новые рубежи научного освоения субъективной реальности человека, на рубежи новых подходов к научно обоснованному управлению психическими явлениями. Традиции этого научно-практического направления в психологии были заложены в трудах таких отечественных ученых, как Л.С.Выготский, С.ЛРубинштейн, М.М.Бахтин, ААУхтомский, В.Н.Мясищев и другие. Современное научное обоснование субъект субъектный подход к изучению человека получил в трудах психологов (ААБодалев, Б.Ф.Ломов, А.М.Матюшкин и др.), а также представителей гуманитарного знания (С.С.Аверинцев, В.В.Иванов, |