выражающиеся в ощущении неудовлетворенности существующим положением вещей. Этот фактор для некоторых групп особенно значим. Так, диссонанс между ожидаемым и действительным практически всегда сопровождает становление и развитие социальной группы молодежи, но еще более он очевиденв кризисных ситуациях. В ситуациях, когда в обществе разрушается социальная структура, рушатся старые и еще не сформированы новые связи, затрудняется процесс идентификации личности с общностью, к которой она принадлежит. В таком обществе массовые настроения становятся основным фактором, определяющим поведение людей. С.Московичи назвал это процессом «иррационализации масс». Он пишет, что эта сила проявляет себя в «разгерметизации» эмоциональных сил, которые ожидают случая вырваться наружу. Эти силы, вовсе не побежденные, выжидают благоприятного момента, чтобы снова вернуть свое господство. Он наступает, когда люди, раздраженные каким-то кризисом, собираются вместе. Тогда совесть индивидов теряет свою действенную силу и не может больше сдерживать их импульсов. Эти неосознанные эмоции настоящие кроты в историческом пространстве, они используют его, чтобы оккупировать незанятую сферу. То, что поднимается на поверхность, не ново, оно существовало, не обнаруживая себя, в спрессованном виде, эти подспудные силы, более или менее сконцентрированные и подавленные, сформированные и готовые к вступлению в действие.1 На этом этапе главной функцией массовых настроений в обществе является, как правило, формирование и эмоциональное обоснование социальных действий достаточно больших общностей людей за счет объединения их в массу на основе совместных переживаний. Нарастание кризисных явлений порождает также специфическое психологическое состояние, которое можно определить как пограничное. 1См.: Московита С. Вектолп. Исюрнческий трактат по психологиимасс. М. ,19%. С.64. 203 |
92 массовые настроения, выражающиеся в ощущении неудовлетворенности существующим положением вещей. Настроения такого рода особенно легко распространяются в обществе, лишенном четкой социальной структуры, с разрушающимися старыми и еще не сформированными новыми связями, что затрудняет личности процесс идентификации с общностью, к которой она принадлежит. В таком обществе массовые настроения становятся основным фактором, определяющим поведение людей. С.Московичи назвал это процессом “иррационализации масс" [108, 109]. “Она проявляет себя в разгерметизации эмоциональных сил, которые в подземелье ожидают случая вырваться с вулканической силой. Эти силы, вовсе не побежденные, выжидают благоприятного момента, чтобы снова вернуть свое господство. Он (этот момент — А.Р.) наступает, когда люди, раздраженные каким-то кризисом, собираются вместе. Тогда совесть индивидов теряет свою действенную силу и не может больше сдерживать их импульсов. Эти неосознанные эмоции — настоящие кроты в историческом пространстве, они используют его, чтобы оккупировать незанятую сферу. То, что поднимается на поверхность, не ново, оно существовало, не обнаруживая себя, в спрессованном виде, эти подспудные силы, более или менее сконцентрированные и подавленные, сформированные и готовые к вступлению в действие" [108, с. 64]. На этом этапе главной функцией массовых настроении в обществе является, как правило, формирование и эмоциональное обоснование социально-политических действий достаточно больших общностей людей за счет объединения их в массу на основе совместных переживаний. Нарастание кризисных явлений пороадает также специфическое психологическое состояние, которое можно определить как пограничное. Оно возникает как своеобразное предчувствие кризиса и ощущается личностью как распад привычной “картины мира", куда входят представления о социально-культурной среде и о своем собственном месте в ней. “Переживания и их метафоры особенно интересны в те редкие моменты, когда жизнь многих меняется сразу и резко, потому что силы |