французский исследователь Леви-Брюль отмечет, что одной из основных психологических закономерностей его функционирования является «закон партиципации», в результате действия которого возникает ощущение слияния личности с группой, идентифицирующейся с территорией ее обитания1. Категория «Мы» является в денном случае простейшим способом организации пространства н времени. Она обобщает различные свойства личности в ее социальном контексте, предлагающем некую унификацию и генерализацию индивидуальных различий. Эти психологические процессы своеобразным образом проявляются в так называемой неформальной среде, у молодежи, особенно у подростков, проживающих на одной улице, дворе, обучающихся в одной школе я т.д., у которых формируется своя «культура» отношений, свои «дворовые» нормы, свой язык, свои ценности, свой образ жизни и времяпрепровождение (в зависимости от материального достатка это может быть катание на роликах, на велосипедах, на коньках, увлечение определенного рода литературой или просмотром определенного рода видеокассети т.д. и т. п.) Этим объясняется кажущееся необъяснимым на рациональном уровне, слишком эмоциональное отношение некоторых групп молодежи к историческим событиям давнего и недавнего прошлого, их ориентация на национал-патриотические идеи. Такое отношение можно было наблюдать, например, среди участников массовых митингов в Татарстане в начале 90-х годов, посвященных очередной годовщине взятия Казани войсками Ивана Грозного. Казалось, участники митингов воспринимали эту историческую трагедию как происходящую здесь и сейчас. В психологическом воздействии играет роль и ценностная сторона этот процесса. В обществе ценность деть некий общественный идентификатор и является содержательным и формирующим показателем. Ценностью 1См.:Леви-Брюль Первобытноемышление. М., 1930и др. 206 |
94 истории общества, делает вывод, что “реально существующая общность, взаимосвязь индивидов ощущается каждым из них посредством либо той или иной персонификации, либо различных обрядов, обычаев, подчеркивающих принадлежность "нас" к данной общности в отличие от "них"’ [120, с.82]. Данная модель существует в общественном и индивидуальном сознании в латентном состоянии, не определяя в жесткой форме ориентации и поведение людей, однако в кризисных ситуациях может вытеснить более поздние рационалистические слои, заняв господствующее положение. Восприятие мира на основе модели "мы — они" формирует представление о локальной территории, на которой проживает общность, о своего рода сакральном Космосе. На этой территории все явления и события приобретают дополнительный сакральный символический смысл. Анализируя эту сторону архаического сознания, французский исследователь Л.Леви-Брюль отмечает, что одной из основных психологических закономерностей его функционирования является “закон партиципации", в результате действия которого возникает ощущение мистического слияния личности с группой, идентифицирующейся с тотемом-предком или территорией ее обитания. Категория “мы" является не только первичной формой самоидентификации личности, но и простейшим способом организации пространства и времени. Она обобщает различные ипостаси личности в ее социальном разнообразии, предлагая некую унификацию и генерализацию индивидуальных различий. Этим объясняется кажущееся необъяснимым на рациональном уровне слишком эмоциональное отношение сознания к историческим событиям давнего прошлого, усиливающееся в условиях кризиса. Такое отношение можно было наблюдать, например, среди участников массовых митингов в Татарстане в начале 90-х годов, посвященных очередной годовщине взятия Казани войсками Ивана Грозного. Казалось, участники митингов воспринимали эту историческую трагедию как происходящую здесь и сейчас. В прошлом лежат основные мотивировки деятельности |