Массовое сознание возникает «не просто в силу сходства условий, в которых живут и действуют многочисленные «массовые индивиды», не в силу одной лишь одинаковости их индивидуального опыта, а в силу того, что они всегда тем или иным образом, непосредственно или опосредованно, взаимодействуют друг с другом в пространстве и времени, совместно вырабатывая общие представления, чувства, мнения, фантазии и т.д. компоненты общегодля них массового сознания».1 Мы видим, что расхождение в трактовке массового сознания связаны с различием исходных методологических позиций или общетеоретических принципов анализа этого явления, с фиксацией внимания того или иного исследователя на различных сторонах проявления этого многогранного явления. Исходя из этого, можно выделить несколько наиболее типичных направлений исследования массового сознания. Первое связано с прикладной социологией, где термин «массовое сознание» используется в качестве «рабочего» и указывает на некоторую совокупность «статистического массива», выраженного в вербальных суждениях, фиксируемых в процессе конкретного социологического ь исследования. При этом важным оказывается ие скрытое за теми или иными формулировками содержание, а частота использования формулировок респондентами. Признак массовости в данном случае как бы задает масштаб возможного количественного изменения (нарастания) однотипных вербальных суждений (высказываний респондентов) в социальном пространстве и времени. Тем самым фиксируется общая динамика социальной ситуации, определяются наиболее выраженные тенденции общественного развития, отражаемые общественным сознанием. С этой точки зрения объяснимо приравнивание массового сознания к общественному мнению. Общественное мнение в данном контексте понимается как некоторая совокупность идей и представлений актуальных для общества в данный момент времени. Актуальность выражается не в 1 Политическоесознание//Политологи: Энциклопедическийсловарь / Общ. ред. н сост.: Ю.И. Аверьянов. М., 1993. С. 166-167. 32 |
24 применяемого понятия. Он указывает на некоторую совокупность вербальных суждений, эмпирически фиксируемых в процессе конкретного социологического исследования. При этом важным оказывается не скрытое за теми или иными формулировками содержание, а частота использования формулировок респондентами. Признак массовости в данном случаи как бы задает параметры возможной количественной динамики однотипных вербальных оценок респондентов в социальном пространстве и времени. Тем самым фиксируется общее изменение социальной ситуации, определяются наиболее актуальные тенденции общественного развития, отражаемые общественным сознанием. Учитывая вышеизложенное, становится понятным практикуемое в рамках данной традиции отождествление терминов «массовое сознание» и «общественное мнение» . Общественное мнение «может пониматься как некое мнение, состоящее из нескольких мнений, имеющих место в общественности, а лучше как центральная тенденция, устанавливаемая в борьбе между этими отдельными мнениями и, следовательно, оформленная соответствующей силой противодействия, которая между ними существует»''''. Оно указывает на некоторую комплексность идей и представлений, актуальных для общества в данный момент времени. Актуальность выражается не в личностной значимости данных идей и представлений, а в склонности предпочесть их альтернативным предложениям и позициям в ситуации выбора решения. Однако данный подход рассматривает общественное мнение с точки зрения его внешних проявлений. Обозначая круг идей, которые имеют наибольшие шансы превратиться в массовые мнения, исследователи лишь называют эти идеи, но не объясняют, почему они получают такое большое Грушин Б.А. Мнение о мире и мир мнений: Проблемы методологии общественного мнения -М., 1967; Коробейников B.C. Пирамида мнений-М., 1981. 24 |