Проверяемый текст
Песков, Аркадий Евгеньевич. Общественное мнение как социально-политический феномен (Диссертация 2003)
[стр. 36]

под воздействием социума «сочетательного рефлекса» (М.Бехтерев)1.
В любом случае деятельность человека, оказавшегося во власти данного рефлекса, осуществляется без контроля собственного «Я» и соответствующей
мыслительной задержки.
В результате этого возрастает уровень внушаемости и уровень психологического единства субъектов, включенных в массовую общность.
В
ряде работ механизм коллективного внушения объясняется влиянием особой инстанции, так называемой «коллективной народной души» (В.Вундт).2 Онтологический статус этой души или коллективного бессознательного, оказывается в этом случае полностью дематериализованным.
Фактически данное понятие
указывает на некую запредельную сущность, которая в принципе не поддается рациональному осмыслению.
Тем не менее,
реальность существования «коллективной народной души» не подвергается сомнению.
В противном случае оказывается невозможным, по мнению исследователей,
объяснить саму возможность любых форм совместной деятельности людей и; более широко, саму возможность существования человеческой цивилизации, развиваемой коллективным усилием действия.
Психологическая общность массовых индивидов выступает одним из наиболее ярких доказательств существования этого единого бессознательного первоначала, определяющего ход исторического процесса.
Благодаря концентрации индивидуальных психических энергий зга сущность «высвечивается» наиболее наглядным образом: душевные процессы, таящиеся в «коллективной народной душе», являют себя в тождественности душевных переживаний включенных в массу людей.
Анализируя феномен коллективного бессознательного, следует заметить, что сама по себе попыткаосвещен»! неявных,скрытых сторон н механизмов функционирования массовых общностей представляется весьма 1Бехтерев М.
Ю ш ш л ш р ф аш ю п н .
СПб, 1904.
С.38.
2См.: ВундгГ.
Лекции о душечеловека и животных.
СПб., 1894.
36
[стр. 26]

26 простой совокупности людей в массу связано с возникновением особого, нематериального по своему характеру отношения между ними, своеобразного психического социальными напряжения, общностями охватывающего (группами, каждого субъекта массы состоит и в удерживающего массу от распада.
Специфика, массы по сравнению с другими слоями, классами) принципиально ином механизме ее формирования, при котором социальные различия не имеет никакого значения.
У Г.Лебона есть очень образная формулировка, иллюстрирующая данное положение.
Говоря о том, что «толпа академиков равна толпе черни», он подчеркивает одни и те же субъективные качества, выходящие на поверхность при образовании и функционировании массовых общностей*, что в принципе быть не может.
В свою очередь Г.
Тард отмечает, что образование массы начинается с одинаковых душевных движений внутри некоторой совокупности людей.
Соединение психической энергии этих движений порождает дополнительную энергию, нейтрализующую сознательные рационально-логические элементы субъективной реальности индивида.
Вследствие этого индивид, включенный в массу, попадает под влияние механизма коллективного внушения^.
Раскрывая механизм коллективного внушения некоторые авторы полагают, что концентрация психологической энергии выступает в качестве раздражителя особой психологической установки «врожденного рефлекса подражательности» (Л.
Войтоловский) или, в других вариантах, развившегося под воздействием социума «сочетательного рефлекса» (М.
Бехтерев).
В любом случае деятельность человека, оказавшегося во власти данного рефлекса, осуществляется без контроля собственного «Я» и соответствующей
МГУ.
1994-с.189.
^^ЛебонГ.
Психология народов и масс.
СПб.: 1995 с 161.
'^т'Тард Г.
Общественное мнение и толпа.
М.Л902 с 67.
26

[стр.,27]

27 мыслительной задержки.
В итоге возрастает уровень внушаемости и уровень психологического единства субъектов, включенных в массовую общность.
В
других работах механизм коллективного внушения объясняется влиянием особой инструкции приписывается действию так называемой «коллективной народной души» (В.Вундт).
Бытийный статус коллективного бессознательного оказывается в этом случае полностью дематериализованным.
Фактически данное понятие
выступает в качестве предельно абстрактного, метафизического понятия, указывая на некую запредельную сущность, которая в принципе не поддается рациональному осмыслению .
Тем не менее,
существование «коллективной народной души» не подвергается сомнению.
В противном случае оказывается невозможным, по мнению исследователей,
общность объяснить масс саму возможность одним из существования усилием.
ярких первоначала.
наиболее человеческой Психологическая доказательств цивилизации, существования развиваемой выступает единого коллективным бессознательного Душевные процессы, таящиеся в «коллективной народной душе», являют себя в тождественности душевных переживаний, включенных в массу людей\ Оценивая представленный подход, следует заметить, что сама по себе попытка выявления скрытых сторон и механизмов функционирования массовых общностей представляется весьма плодотворной.
В толсе время многие моменты данного подхода, безусловно, нуждаются в критическом переосмыслении.
Вопервых, очевидно, что трактовка коллективного бессознательного как отражения иррациональных, сверхъестественных процессов, совершающихся в надиндивидуальной народной душе, лишает объективного основания любые попытки исследования массовых объединений.
Истоки коллективного бессознательного следует искать в субъективной реальности самого человека.
^' Вундт В.
Лекции о душе человека и животных.
С.-Об., 1894.
27

[Back]