Проверяемый текст
Песков, Аркадий Евгеньевич. Общественное мнение как социально-политический феномен (Диссертация 2003)
[стр. 37]

плодотворной.
В то же время многие моменты данного подхода, безусловно, нуждаются в критическом переосмыслении.
Во-первых,
если исходить только из того, что коллективное бессознательное это лишь отражение иррациональных, сверхъестественных процессов, совершающихся в надиндивидуальной народной душе, то в данном случае исключаются объективные основания попытокисследования массовых объединений.
Более перспективно, на наш взгляд, истоки коллективного бессознательного искать в субъективной реальности самого человека, поскольку именно человек выступает носителем любого рода субъективных проявлений.
С этой точки зрения важным выступает разработка и анализ вопроса об условиях и особенностях реализации «коллективных образований» в различных видах масс.
В реальной действительности мы видим, что социальные процессы дают многочисленные примеры организованных масс, импульсы и стремления которых объективируются не только в видечувств, эмоций, аффектов,но и в виде представлений, мнений, суждений, а также идей, то есть рационально-логических по своей природе элементов.
Последние оказываются тесно связанными с культурноисторическим опытом, уровнем рационально-логического мышления, формирующимися впроцессе развития человечества.
В связи с этим требует особого виимаиия вопрос о результатах субъективной деятельности массовых общностей.
Нельзя, на наш взгляд, как недооценивать, так и преувеличивать роль эмоционально-аффективных составляющих деятельности масс.
Инагае мы лишаем массовое сознание самостоятельного существования, оно исчезает иди растворяется в коллективной психологии.
Между тем в данном случае речь идет о совершенно специфнческом результате коллективной деятельности, который складывается на основе коллективной психологии, но не идентичен ей.
Для более глубокого объяснения раесматривемого феномена, на наш взгляд, одной из значимых для становления теории массового сознания 37
[стр. 27]

27 мыслительной задержки.
В итоге возрастает уровень внушаемости и уровень психологического единства субъектов, включенных в массовую общность.
В других работах механизм коллективного внушения объясняется влиянием особой инструкции приписывается действию так называемой «коллективной народной души» (В.Вундт).
Бытийный статус коллективного бессознательного оказывается в этом случае полностью дематериализованным.
Фактически данное понятие выступает в качестве предельно абстрактного, метафизического понятия, указывая на некую запредельную сущность, которая в принципе не поддается рациональному осмыслению .
Тем не менее, существование «коллективной народной души» не подвергается сомнению.
В противном случае оказывается невозможным, по мнению исследователей, общность объяснить масс саму возможность одним из существования усилием.
ярких первоначала.
наиболее человеческой Психологическая доказательств цивилизации, существования развиваемой выступает единого коллективным бессознательного Душевные процессы, таящиеся в «коллективной народной душе», являют себя в тождественности душевных переживаний, включенных в массу людей\ Оценивая представленный подход, следует заметить, что сама по себе попытка выявления скрытых сторон и механизмов функционирования массовых общностей представляется весьма плодотворной.
В толсе время многие моменты данного подхода, безусловно, нуждаются в критическом переосмыслении.
Вопервых,
очевидно, что трактовка коллективного бессознательного как отражения иррациональных, сверхъестественных процессов, совершающихся в надиндивидуальной народной душе, лишает объективного основания любые попытки исследования массовых объединений.
Истоки коллективного бессознательного
следует искать в субъективной реальности самого человека.
^'
Вундт В.
Лекции о душе человека и животных.
С.-Об., 1894.
27

[стр.,28]

28 поскольку именно конкретный человек выступает носителем любого рода субъективных проявлений (другое представление пока не находит достаточного экспериментального подтверждения в современном научном знании).
Нуждается в разработке и вопрос об условиях и особенностях реализации коллективного переживания.
Дело в том, что социально-политический процесс дает многочисленные примеры действия организованных масс, импульсы и стремления которых объективизируется не только в виде чувств, эмоций, аффектов, но и в виде представлений, мнений, .суждений, а также в виде идей и понятий, т.е.
рационально-логических по своей природе элементах.
Последние оказываются тесно связаны с культурно-историческим человечества.
Учитывая данное обстоятельство, следует пересмотреть первоначальные представления о результатах субъективной деятельности массовых общностей.
Фактически, рассматриваемый подход абсолютизирует роль эмоциональноаффективных составляющих этой деятельности.
В результате такого подхода массовое сознание лишается права на самостоятельное существование и, по сути, аннигилируется коллективной психологией.
Между тем речь идет о специфическом явлении, которое лишь складывается на основе коллективной психологии, но отнюдь не сводится к ней.
Иррационализм узкоэмпирического подхода, в психологической традиции в значительной мере преодолевается социологическим видением феномена общественного мнения.
В данном случае имеется в виду теоретический, анализ сущности предмета исследования.
Одной из первых попыток в этом направлении стала концепция «коллективного сознания», выдвинутая французским социологом опытом, уровнем рационально-логического мышления, формирующимися в процессе развития 28

[Back]