Проверяемый текст
Песков, Аркадий Евгеньевич. Общественное мнение как социально-политический феномен (Диссертация 2003)
[стр. 39]

Фактор социальной обусловленности коллективного сознания позволяет рассматривать его как феномен, занимающий особое место в системе познавательной деятельности людей.
Э.Дюркгейм не ограничивает коллективное сознание сугубо аффективными проявлениями, значительно расширяя представление о конечных результатах деятельности
массовидных объединений.
И хотя гносеологический статус коллективного сознания
им не вполне четко определен, тем не менее, можно сдшппъ вывод о том, что автор связывает его прежде всего с особым функциональным предназначением.
Так, например, он подчеркивает, что коллективное сознание составляет
определенную часть психической (в широком смысле) жизнедеятельности общества, что обусловливает его специализированные функции.
Оно служит не столько способом накопления информации о внешнем мире, сколько способом накопления информации о факте совместного существования человечества в данном мире.
Таким образом, Э.Дюркгейм вводит принципиально новое основание для оценки результатов познавательного процесса.
Эти результаты исследуются не с точки зрения их истинности или ложности
(степени их адекватности социальной действительности), но в зависимости от той функциональной роли, которую они выполняют в жизнедеятельности индивида и общества.
Такое понимание коллективного сознания придает последнему явно социальную окраску.
Не случайно сам автор неоднократно подчеркивает, что коллективное сознание имеет непосредственное отношение к сфере политики.
Политическая власть,
по логике рассуждений Э.Дюркгейма, становится символом общего сознания, его живым выражением в глазах всех.
Присущая коллективному сознанию жизнь сообщается ей (политической власти).

Она участвует в создании авторитета,
благодаря которому власть господствует над сознанием и шеюда проистекаетее сила.
Несмотря нато, что исследователь детально не развивает представления о механизмах взаимосвязи коллективного сознания и политической власти, 39
[стр. 30]

30 индивидуальное сознание.
Оно выражает собой объективные социальные связи и отношения, складывающиеся в процессе реальной деятельности людей, и может рассматриваться в качестве своеобразной субъективной проекции этой деятельности в сфере индивидуальной психики.
Акцентировка социальной обусловленности коллективного сознания позволяет рассматривать его как феномен, занимающий совершенно особое место в системе познавательной деятельности людей.
Следует заметить в этой связи, что Э.
Дюркгейм не ограничивает коллективное сознание сугубо аффективными проявлениями, значительно расширяя представление о конечных результатах деятельности
массовизированных объединений.
И хотя гносеологический статус коллективного сознания
не вполне четко определен, все же можно сделать вывод о том, что автбр связывает его прежде всего с особым функциональным предназначением данного явления.
Так, например, он подчеркивает, что «коллективное сознание составляет
определению часть психической (в широком смысле) жизнедеятельности общества, и не включает в себя специализированные функции» (к последним автор относит специализированное, профессиональное знание) .Задача общего психического типа принципиально иная он служит не столько способом накопления информации о внешнем мире, сколько способом накопления информации о факте совместного существования человечества в данном мире.
Таким образом, Э.
Дюркгейм вводит принципиально новое основание для оценки результатов познавательного процесса.
Эти результаты исследуются не с точки зрения их истинности или ложности,
но в зависимости от той функциональной роли, которую они выполняют в жизнедеятельности индивида и общества.
Дюргеим Э.
Там же с.
82.
30

[стр.,31]

31 Такой способ видения объекта сообщает исследованию политическую окраску.
Не случайно сам автор неоднократно подчеркивает, что коллективное сознание имеет непосредственное отношение к сфере политики.
Политическая власть
«становится символом общего сознания; его лшвым выражением в глазах всех...
Присущая коллективному сознанию жизнь сообщается ей (политической власти).

Это уже не более или менее важная социальная функция, а воплощенный коллективный тип.
Она участвует в создании авторитета,.

которым последний господствует над сознанием и отсюда происходит ее сила».
Фактически «двойного исследовательском в работах анализе Дюркгейма невидимых, впервые намечаются т.е.
контуры в измерения» социальной реальности, совмещения неочевидных, субъективных характеристик деятельности людей с институционально выраженными и организационно закрепленными связями и отношениями, существующими в человеческом обществе.
Этот момент заслуживает, по нашему мнению, особенно высокой оценки, поскольку задает непосредственные методологические ориентиры для анализа поставленной здесь проблемы.
В российских философских и социологических исследованиях 60 -80-х гг.
XX в.
общественное мнение рассматривается как мир идеальных сущностей, фиксирующих глубинные связи бытия, в том числе вторичность самого идеального, и как мир явлений этих сущностей, где глубинные закономерности как бы отступают на задний план, но зато высвечиваются дополнительные характеристики, позволяющие получить целостное представление о процессе развертывания коллективных форм человеческой субъективности.
В первом случае субъективная деятельность рассматривается в гносеологическом и онтологическом аспектах.
Речь идет об идеальном как о субъективном отражении объективного мира, т.е.
идеальность возникает в отражательном отношении субъекта к объекту.
Внимание обращается на адекватность 31

[Back]