Проверяемый текст
Песков, Аркадий Евгеньевич. Общественное мнение как социально-политический феномен (Диссертация 2003)
[стр. 42]

акцентировать внимание на процессе духовного производства (деятельности специализированных институтов, создающих социальную информацию).
Соотношение между понятиями «массовое сознание» и «сознание гласе» оказывается подобным соотношению понжшй «общественное сознание» и «сознание общества».
«Сознание общества» указывает на качественную и количественную определенность реального сознания отдельных социальных образований, составляющих социальную структуру исторически конкретного общества, таких, как сознание класса, сознание народных масс.1По мнению этих авторов, оно не совпадает с понятием «общественное сознание», так как его использование предполагает отвлечение от процессов духовного производства общественных идей и ценностей.
Понятие «массовое сознание» предлагается использовать в качестве показателя, свидетельствующего о степени укорененности тех или иных общественных идей и ценностей в реальном бытии.
Для того чтобы быть массовыми, те или иные идеи и ценности общественного сознания должны быть внесены в сознание масс, а чтобы быть воспринятыми массами, это сознание должно быть «массовым», то есть должно так или иначе соответствовать существующим общественным отношениям, должно в той или иной степени выражать реальные социальные интересы масс, быть для них понятным и доступными.
Однако в этом случае возникает опасность отождествления массового сознания с другими продуктами отражающей субъективной деятельности людей, и в первую очередь, с обыденным сознанием.
Некоторые исследователи предлагают в этой связи ввести еще одно дополнительное понятие понятие «обычное сознание».
Под «обычным сознанием» подразумеваются превращенные формы сознания масс, которые постепенно преодолеваются в процессе их исторического творчества.
1См.: ЧернякВ.
А..
Талшюв К Т.
Д иалекта теоретического и обыденного знания.
Алма-Ата, 1985.

С.100.; ЧудновИ.А.Обыденноесознание масс: Опыт философского осмысления Л., 1987.
С.25-26; ЛюбивыйЯ.В.
Современное массовоесознание:
динамика итенденцииразвития.
Киев, 1993.
С.
12; Уледов А.К.
Актуальные проблемы социальнойпсихологии.
М.,
1981.
С.
57-59.

2Бурдина А.И.
Общественное сознание как проблема диалектического и исторического материализма.
М., 1979.
С.
87, 89; З.Шахзадеян М.А.
Обыденное сознание: Философско-методологические проблемы исследования повседневного
практического сознания масс.
Ереван, 1984.

С.
96; Козлова Н.П.
Социализм и 42
[стр. 12]

12 В.В.Журавлев, С.Э.Крапивенский, В.А.Лекторский, В.М.Межуев, В.И.Толстых, Ж.Т.Тощенко, А.К.Уледов^^), в том числе специфике обыденного сознания (Л.Т.Гуслякова, Б.Д.Парыгин ).
Большое значение для исследуемой темы имеют работы по теории массовой коммуникации и массовой культуры (Г.К.Ашин , В.Ю.Борев, А.В.Кукарин, можно П.С.Гуревич''\ из И.А.Федякин"^^, В.П.Шестаков"*^).
анализирующих проблемы Некоторые положения при рассмотрении характерных изменений в общественном мнении почерпнуть работ, современного духовного производства и динамики социальных ценностей (Л.Н.Коган, Ф.И.Минюшев, Б.А.
Навроцкий, А.
Н.Буров, В.Н.
Ефремов, В.А.Пилипенко), этнического самосознания (Н.Н.Седова).
Ситуация идеологической скованности имела своим следствием то, что ряд вопросов, связанных с проблемой общественного мнения, решался в рамках общей и социальной психологии.
Так, например, значительную ценность представляет собой разработка теории установки, являющийся одним из основных инструментов формирования стереотипов общественного мнения (Д.Н.
Узнадзе, А.Е.Шерозия), психики (Б.Ф.
Порщнев).
^' Уледов А.К.
Актуальность проблемы социальной психологии, -М.Д981.,Общественная психология и идеология.
-М., 1985., Перестройка и сознание.
-М., 1988.
^* Дубинин И.И., Гуслякова Л.Г.
Динамика обьщенного сознания.
-Минск, 1985.
^' Шахзадеян М.А.
Обыденное сознание: Философскометодологические проблемы исследования повседневного практического сознания масс.
Ереван, 1984.
"'
Горячева А.И., Макаров М.Г.
Общественная психология; Философская и социальнопсихологическая характеристика.
-Д., 1979.
^^ Парыгин БД.
Общественное настроение.
-М..
1966.
^° Ашин Г.К.
Доктрина «массового общества».
-М., 1971.
"" Гуревич П.С.
Буржуазная идеология и массовое сознание.
-М., 1980., Социальная мифология.
-М..
1983.
''• Федякин И.
А.
Общественное сознание и массовая комм^'никация в буржуазном обществе.
-М., 1988.
^^ Шестаков В.П.
Мифология XX века.
-М., 1988.
И.И, Дубинин^^, Н.Н.
Козлова, Б.Я.
Пукшанский, М.А.Шахзадеян" ) и общественной психологии (А.И.Горячева, М.Г.Макаров , специфики межгруппового восприятия и социальной категоризации (В.Г.Агеев) исторического генезиса человеческой 12

[стр.,32]

32 отражаемого содержания объективной действительности, в связи с чем вводится понятие уровней и форм общественного мнения.
Во втором случаи важным оказывается социологический аспект проблемы.
Идеальное предстает как идеальный субъектом.
А.К.
Уледов).
В соответствии с первым подходом система характеристик общественного мнения актуализируется посредством его сопоставления с другими феноменами субъективной обыденным и рассматривается деятельности как способ общественной отражения психологией, идеологией, мнение специализированным сознанием.
Общественное образ При отражаемого этом объекта, продуцируемый лишь определенным в качестве общество рассматривается потенциального носителя образа (Т.И.Ойзерман, И.А.
Чудинов, Я.В.
Любивый, социальной действительности, складывающийся в процессе повседневного, практического бытия больших масс людей^.
Оно включает в себя совокупность восприятий, переживаний, представлений, понятий, которые возникак)т под влиянием относительно ГУ постоянных, привычных условии жизни человеческих индивидов .
Общественное мнение включает в себе как рассудочные, так и эмоциональные компоненты и отличается практической, деятельностной направленностью ^ Представленные подходы представляются важными, поскольку в них поднимается проблема, имеющая непосредственное отношение к исследованию общественного мнения как социально-политического феномена проблема соответствия массовизированных форм субъективной практики действительным связям и отношениям социальной реальности.
К сожалению, в рамках " Шахзадеян М.А.
Обыденное сознание: философско-методологические проблемы исследования повседневного
практи^юского сознания масс.
-Ереван, 1984 -с 96.
* ' ОйзерманТ.И.
Диалектрический материализм и история философии (историкофилософские отчерки).
-М., Ш9с92.
^^Чудинов И.А.
Обыденное сознание масс: Опыт философского осмысления -Л., 1987 с.
25-26; Любивый Я.В.
Современное массовое
сознание; динамика и тенденция развития.
-Киев, 1993с 12 Уледов А.К.
Актуальные проблемы социальной психологии.
М., 1981 с 57-59.
32

[стр.,184]

184 очерки.-М., 1975, Федякин И,А.
Общественное сознание и массовая коммуникация в буржуазном обществе.М.,1988, Философия власти /Под ред.
ВВ.
Ильина.
М.:МГУ, 1993.
Фрейд 3.
Массовая психология и анализ человеческого «Я» /В кн.: «Я» и «Оно».
Труды разных лет.
Тбилиси: «Мерани», 1991.
Хабермас Ю.
Понятие индивидуальности //Вопросы философии.
1989 №2.
Хайдеггер М.
Время картины мира // Время и бытие.
Статьи и выступления: Пер.
с нем.-М., 1993.
Хомскнй И.
Язык и мышление.
М.Л972.
Ценности массового сознания в СССР и США: (Некоторые результаты сравнительных советско-американских исследований) /Под ред.
B.C.
Коробейникова.
М.: Ин-тсоциологии АН ССР, 1989.
Черняк В.А,, Талипов К.Т.
Диалектика теоретического и обыденного знания.
Алма-Ата, 1985.

Чудинов 14.А.
Обыденное сознание масс: Опыт философского осмысления.
-Л., 1973.
Шампань П.
Делать мнения: новая политическая ифа.
М., 1997.
Шахзадеян М.А.
Обыденное сознание: Философско методологические проблемы исследования повседневного
пра1сгического сознания масс.
Ереван, 1984.
Шерковин Ю.А.
Психологические проблемы массовых информационных процессов.
M.J973.
Шестаков В.П.
Мифология XX века.
M.J988.
Шестопал Е.Б, Личность и политика: Критический очерк современных западных концепций политической социализации.
М.,1988.
Энтин Л.
Общественное мнение как политическое явление//В кн.
Новый мировой порядок и политическая общность.
М., 1982.
Юнг К.Г.
Архетип и символ.
М., 1990.
Юнг К.Г.
Психология бессознательного.
М., 1991.
Ядов В.А.
Социологические исследования.
М., 1987.
Языковое сознание: стереотипы и творчество: Сб.тр.
/Отв.
ред.
И.В.
Уфимцева.
М.: Ин-т языкознания, 1988.
Adomo Th.
W., Horkheimer М.
Dialetaik der Aufklamng.
Amsterdain, 1947.
Bamouw D.
AnlTopok)gische Phantasei: Canetti und Freud zum Phanomen der Masse //Caneltis Masse und Macht oder Die Aufgabe des gegenvvaitigen Denkens.
Wien, 1988.
Berger P., Luckman T.
The Social Constiuction of Reality.
N.Y., 1966.
Breton Ph., Proulx S.
L'explosion de la commucation: La naissance d'lme nouvelle ideolouie.
P., 1989.
Cassirer E.
Philosophic der symbolischen FonTien.
Berlin, 1923 -1929.
Fiske J.
Television Culture.
London, 1987.
Gelz M.
The language of Politics.
Splinger verbag.
N.Y., 1987.
184

[Back]