Проверяемый текст
Песков, Аркадий Евгеньевич. Общественное мнение как социально-политический феномен (Диссертация 2003)
[стр. 49]

основной характеристики социального дискурса «массового общества».
Предполагается, что массовая коммуникация кардинально меняет политический климат современного общества, позволяя достичь консенсуса между политической властью и большинством народа совершенно особым способом на основе усреднения притязаний различных социальных групп.
При этом для исследователей очевидным является тот факт, что
массовое сознание, с одной стороны, выражает интересы привилегированного меньшинства — политических и партийных группировок, управляющих массовым сознанием и обществом с помощью средств массовой информации и пропаганды, а с другой стороны, максимально соответствует «тайным», откладывающимся в область бессознательного установкам и ориентациям простого большинства, допущенного либеральной демократией к участию в политической жизни.
Таким образом, феномен
массового сознания впервые «переводится» в разряд непосредственно-политических феноменов.
Преимущества подобного подхода заключаются, на наш взгляд, в первую очередь в том, что, рассматривая процесс возникновения и функционирования агомизированных общностей — субъектов-носителей массового сознания, он учитывает исторический контекст явления, т.е.
совмещает его с процессом
жизнедеятельности общества в целом.
Этот подход окончательно утверждает
«деятельностное» видение объекта, признание деятельностного принципа в качестве наиболее эффективного в исследовании массового сознания.
Это позволяет также создать некоторое единое континуальное пространство взаимосвязей и взаимозависимостей между познавательной к сферами социальной реальности, без которого, по нашему мнению, невозможно осмысление социальной сущности массового сознания.
Этот принцип не только позволяет установить исходное единство всех
возможных проявлений социальной реальности, но и показать тождество различных форм самоактуализации человека в социальном пространстве.
Кроме того, как уже было показано, деятельностный принцип анализа позволяет провести функциональную и историческую оценку
49
[стр. 37]

37 массовой коммуникации (Г.
Блумер), отчуждение человека от процесса духовной деятельности (Э.
Фромм, X.
Арендт).
В настоящее время феномен общественного мнения стал связываться прежде всего с деятельностью атомизированной массовой общности, возникающей в процессе коммуникационного взаимодействия, характерного для постиндустриальной стадии общественного развития.
Его характеристики варьируются от «хаотизированного», разорванного, свидетельствующего об эмоциональной фрустрации «Я» (Ж.
Бодрийяр) или «замкнувшегося на себе» (X.
Арендт), сознания до «формально рационализированного, односторонне рассуждающего мнения» (Г.Маркузе), в котором синтезируются предоставления множества людей.
Атомизированные массовые объединения соответствуют новому типу социальных отношений, знаменую наступление эпохи «массового общества» эпохи предельно стандитизированного, унифицированного образа мысли и образа деятельности миллионов людей, эпохи исключительного личностного дефицита и вызываемого этим чувства одиночества.
Наряду с этим «массовое общество» характеризуется беспрецедентным развитием явления социального конформизма.
Примечательно, что социальный конформизм рассматривается в качестве важнейшей характеристики массовизированного типа мышления и, параллельно с этим, в качестве основной характеристики политического дискурса «массового общества».
В данных концепциях предполагается, что массовая коммуникация и общественное мнение меняет политический климат общества, позволяя достичь консенсуса между политической властью и большинством народа совершенно особым способом на основе усреднения притязаний различных социальных групп.
При этом для исследователей очевидным является тот факт, что
общественное мнение, с одной стороны, выражает интересы привилегированного меньшинства политических и партийных группировок.
37

[стр.,38]

38 управляющих обществом с помощью средств массовой информации и пропаганды, а с другой стороны, максимально соответствует «тайным», откладывающимся в область бессознательного установкам и ориентациям простого большинства, допущенного либеральной демократией к участию в политической жизни.
Таким образом, феномен
общественного мнения впервые использовался как непосредственно политический феномен.
Преимущество подобного подхода заключается, на наш взгляд, в первую очередь в том, что рассматривая процесс возникновения и функционирования атомизирбванных общностей субъектов носителей общественного мнения, он учитывает исторический контекст явления, т.е.
совмещает его с процессом
лшзнедеятельности общества в целом.
Этот подход окончательно утверждает
принцип «деятельностного» видения объекта, склоняя в итоге, к тому, чтобы признать этот принцип в качестве наиболее эффективного принципа исследования общественного мнения.
Использование деятельностного принципа позволяет создать некоторое единое континуальное пространство взаимосвязей и взаимозависимостей между познавательной и политической сферами социальной реальности, без которого невозможно осмысление политической сущности общественного мнения и массового сознания.
Этот принцип не только позволяет установить исходное единство всех
возмолшых проявлений социальной реальности, но и показать тождество различных форм самоактуализации человека в социальном пространстве.
Кроме того, как уже было показано, деятельностный принцип анализа позволяет провести функциональную и историческую оценку
феномена общественного мнения, исследовать данное явление в контексте коллективного и индивидуального ракурсов человеческого существования, а такл<:е выявить специфику его субъекта-носителя.
38

[Back]