сознания в этом случае выступает не одномерное, а многомерное его толкование, подразумевающее возможность определения и понимания каждой из его структур во взаимосвязи с другими структурами. Более глубоко понять и объяснить феномен массового сознания возможно, лишьрассмотрев процесс его формирования и развития. 1.2. Факторыформированияи функционирования массовогосознания. Формирование массового сознания понимается как процесс его становления под воздействием макрои мнкросоциальных условий и факторов. На формирование массового сознания и возрастание его социальной роли оказывает влияние процесс массовизации общества. При объяснении источников и механизмов процесса массовизации исследователи акцентируют внимание на экономических или социальных аспектах проблемы, выражающих тенденцию движения общественного развития к всемирности. Эта тенденция выражается в развитии наднациональной экономики, межгосударственных отношений, культурных связей в процессе глобализации. При этом оценки ученых происходящего различаются. Одни признают преходящий ситуативный характер массовизации общества. Другие прогнозируют его долговременность и значительное влияние на социум. В работах К.Маркса и М.Вебера процесс массовизации рассматривается в контексте социально-экономических преобразований, начинающихся в обществе вместе со становлением капиталистического способа производства. Исходной предпосылкой преобразований служит промышленная революция конца XVIII начата XIX вв., которая произвела полный переворот в системе производственной деятельности и завершилась развертыванием производства машин с помощыо тех же самых машии, т.е. созданием отраслей промышленного машиностроения. Применение конвейерных технологий вы53 |
62 В работах К. Маркса и М. Вебера процесс массовизации рассматривается в контексте глобальных социально-экономических преобразований, начинающихся в обществе вместе со становлением капиталистического способа производства. Исходной предпосылкой преобразований служит промышленная революция конца 18 начала 19 вв., которая произвела полный переворот в системе производства. Для К.Маркса и М.Вебера процесс массовизации выступает одним из наиболее ярких симптомов «наступления» новой эпохи эпохи повсеместного утверждения рациональных принципов самоорганизации данного общественной служит жизнедеятельности. Экономической основой процесса предельное обобществление производственных сил и использование научных технологий управления социальным развитием. Тенденцию к рационализации общественной жизни, безусловно, следует признать прогрессивной, несмотря на то, что она сопроволедается целым рядом таких явлений, как пролетаризация большей части членов общества (К.Маркс), а также излишней бюрократизацией системы управления (М.Вебер). Исходя из этого, исследователи склонны придавать высокое значение факту выхода на историческую арену широких масс людей, усматривая в нем свидетельство кризиса старого общественного порядка. Утверждение принципов сознательной саморегуляции социальной лшзнедеятельности, невозможно, по мнению авторов, без активного участия в данном процессе каждого члена общества. Следовательно, становление нового социального порядка должно сопровождаться повсеместным вовлечением в различные виды социальной деятельности широких масс людей. И «чем они обширнее, тем более ясным видением своих сил и целей обладают эти массы и тем более они будут оказывать давление на развитие общества. Отворачиваясь от прошлого, разрывая тысячи тонких нитей, связывающих их с религией, нацией, с пристрастиями господствующих классов, они тянутся к новому миру, 62 |