сохранении индивидуальности каждого его элемента».1 И в этом плане можно согласиться с утверждением, что «действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие, называются коммуникативными», хотя под «смысловым восприятием» понимается единство сознательного, рационального, а также чувственного, иррационального, взаимодействие сознания с бессознательным в поисках иных, новых смыслов. Важным представляется уточнение содержания понятий «социальная коммуникация» и «массовая коммуникация», ракрытие и их связи.. Сходство данных понятий определяется тем, что, будучи производными от общего понятия «коммуникация», они указывают на процесс информационного взаимодействия социальных агентов, осуществляемый в форме знакового словесного и образного общения между ними. В то же время следует прознать, что социальная коммуникация является более общим понятием по отношению к понятию массовая коммуникация, поскольку оно акцентирует внимание на «глобальном» характере информационного процесса. Под «глобальностью» в данном случае понимается то, что коммуникационное взаимодействие выступает одним из важнейших факторных элементов цивилизационного развития человеческого сообщества, является необходимым звеном социальной жизнедеятельности, обеспечивающим преемственность ее исторических разновидностей во времени и пространстве. Понятие «социальная коммуникация» охватывает собой все стороны (материальную и идеальную, формальную и содержательную, техническую и символическую) информационного взаимодействия, фиксирует все его элементы (в том числе «единичные», «периферийные» и типовые, распространенные социокультурные образцы), «относится» ко всем этапам этого взаимодействия(созданию, распространению, усвоению, исчезновению 1Там же. С.7 2См.: НалимовВ.В. В поисках иных смыслов. М., 1993. С. 218*225. 62 |
60 взаимодействия, подчеркивая влияние новых технологий передачи информации. Рассматривая массовую коммуникацию в качестве основной формы распространения информации в человеческом сообществе, они связывают ее с языковым (устным и письменным) общением людей. Предполагается, что первоначально, на ранних стадиях развития человеческой цивилизации, в доиндустриальную эпоху, социальная коммуникация носила потенциально массовый характер, а вместе с появлением и развитием сми прессы, радио, кинематографа, телевидения приобрела актуально массовую форму. Массовая коммуникация изменение выражает собой не только формальные характеристики в современных коммуникационных процессов, но и указывает на качественное содержательных параметров социальной коммуникации индустриальную и постиндустриальную эпоху, выражающееся в самом общем плане в возникновении и распространении феномена общественного мнения. Понятие символическую) элементы (в социальная коммуникация охватывает все стороны все его (материальную и идеальную, формальную и содержательную, техническую и информационного том числе взаимодействия, фиксирует и «единичные», «периферийные» типовые, распространенные социокультурные образцы), «относится» ко всем этапам этого взаимодействия (создания, распространению, усвоению, исчезновению устойчивых способов и форм духовной деятельности индивидов, образующих определенное культурное сообщество). Она представляет собой не просто взаимный обмен социальной информацией, но и обмен состояниями субъектов, т.е. предполагает интеллектуальных и психических усилий индивидов. Объединяя собой сферы практики и познания, область реального действия и область мысленной интерпретации этого действия, социальная коммуникация рождает так называемый «социальный эффект» действия. Социальный эффект психическими взаимонаправленность 60 |