Проверяемый текст
Песков, Аркадий Евгеньевич. Общественное мнение как социально-политический феномен (Диссертация 2003)
[стр. 66]

набором информации, создает единую систему координат в ее восприятии; еоциализирующе-воспитательная функция формирует единые установки, ценности и ценностные ориентации; функция организации поведения, которая стимулирует действия сформированной массы в определенном направлении.
Функция формирования массовой психологии и массового сознания в данном случае является основной, остальные лишь служат инструментами в ее реализации.
Будучи сформирована как самодостаточная общность, масса сама способна выбрать установки, ценности и поведение.
Массовая коммуникация представляет собой способ общения индивидов, способствующий их организации в массу.
Помимо формирования «естественных» масс, массовая коммуникация может формировать и «искусственные» массы.
Формирование «искусственных» масс связано с особыми технологическими приемами, называемыми манипулированием массовым сознанием.
Таким образом, феномен массовой коммуникации сочетает в себе применение новейших коммуникационных и психологических технологий.
Каждый индивид, якобы, самостоятельно делает выбор смотреть или не смотреть телевизор, а если смотреть, то он самостоятельно выбирает канал.
Однако не имея возможности влиять на содержание транслируемой информации, человек невольно попадает под влияние целенаправленного воздействия СМИ.
В современную эпоху индустриального и информатизированного общества изменение характера социальной жизнедеятельности сопровождается нарастанием качественно новых тенденций в сфере социальной коммуникации.
Выделяя наиболее существенные тенденции развития системы социальной коммуникации, необходимо отметить следующие моменты:
увеличение объема и плотности информационнокоммуникационных потоков, дифференциацию различных сфер 66
[стр. 67]

67 структурному упорядочению мыслительного акта, которое может задаваться извне.
Система индустриального производства, с одной стороны, увеличивает общий потенциал рациональности, поскольку представляет собой функционально организованный ряд действий, в которое включается огромное количество людей.
Но при этом она лишает человека способности мышления, понимания, ответственности, заставляя его «жертвовать частью своей духовной зрелости», привыкнуть к тому, что им руководят, предоставляет ему «все меньше возможностей развивать субстанциональную рациональность как способность к формированию собственного суждения».
Таким образом, нам вновь приходится констатировать двойственный характер процессов массовизации, выражающего, с одной стороны, возрастающую потребность общества в рациональной самоорганизации своей жизнедеятельности, а с другой стороны возникающие в процессе всеобщей рационализации «издержки» развития личности, бездумно и слепо подчиняющейся требованиям функциональной рациональности.
Изменения характера социальной жизнедеятельности сопровождается нарастанием качественно новых тенденций в сфере социально-политической коммуникации.
Выделяя наиболее существенные тенденции развития системы социальной коммуникации, необходимо отметить следующие моменты:
1) 2) увеличение объема и плотности информационнопреобразование «естественной» системы социальной коммуникации коммуникационных потоков, дифференциацию различных сфер коммуникации; в целенаправленно создаваемую и искусственно поддерживаемую систему, подчиняющуюся принципу функциональной рациональности; 3) «перевод» информации в разряд стратегических ресурсов, обеспечивающих эффективное развитие общества; И'Мангейм К.
Человек и общество в век преобразования.
М.; ИННОЙ АН СССР, 1991.
с.
56.
67

[Back]