сознание, сознание т Иными словами, массовая комму» ЯЯ и массовая vишго*мация в современном обществе стали действенными механизмами управления духовными процессами как на уровне общества, так а групповом, и уровне отдельного яшля;идаЯЯЖ * 4 Характеристика действия этих механизмов содержит следую содержательный ряд: 1) социальная i 1J[IlitJIж ж , оii IKШ енная к массам; 2) яISШИП мация, рожденная, JL Ж руемая в массовой аудитории; 3) информация, распространяемая по массовым каналам; 4) сШИППЛГ JT•мация потребляемая массовой аудиторией.1 Значимость средств массовой коммук а и II;и tрмации для различных социальных трупп различна. Особую роль она играет для молодежи. Эффект воздействия средств массовой коммуя Э И информазпна на эту социальную труппу усиливается субъективным фактором особой приверженностью именно этой социальной группы техническим средствам яШИНН мации и телевидению и все возрастающим влИЯМаем Интернет. После;лмн: создает новые возможности не только получения информации, но и общения. lillHSIHHII аальное изменение коммун I создание виртуальной среда, которая также вл на сознание молодого человека, делая из него по существу «бессубъектную личность», с технолог» titdniiijru1jp q .ltН га М и массовизированным типом а тения Пр этом на первый взгляд можно предположить, что разрушение социального пространства вследствие исчезновения «жестких», изолированных друг от друга, социальных структур отчасти компенсируется [зменением системы о ьной комму» и. в частности, транслируемыми СМИ ценностями, образцами, стандартами общественной жизнедеятельности. Они выступают единственным критерием «правильности» поведения людей, позволяя при•II) »Мста хотя бы временное чувство стабильности, и превращаются таким образом в один из важнейших 1Зверинцев А.Б. Коммуникативный менеджмент. Рабочая книга менеджераPR. СПб., 1997. С.14-15 71 |
65 прежде всего потому, что они служат «средством, с помощью которого осзтдествляется разрушение социальной организации и личностной структуры, и в то же время потенциальным проектом возникновения новых форм Именно «переходным» характером процесса объясняется, на наш взгляд, противоречивость и двойственность последствий массовизации, которые, с одной стороны, к выражают определенную сферы ступень развития присущих вследствие человечеству духовных способностей, а с другой стороны, указывают на тенденцию ограничению духовной автономности одностороннего развития этих способностей. Показательным в этой связи является замечание Б.А.Грушина о том, что «... массовизация, вообще говоря, не несет в себе никаких указаний на счет того, в каких именно формах «коллективности»... окажется реализованной соответствующая массовая деятельность, на сколько далеко... зайдет процесс объединения «Я» в «Мы», по неизбежности сопровождающейся уравниванием входящих в массу индивидов, какими следствиями это обернется для каждого отдельного «Я». Очевидно возможно предположить, , что разрушение социального пространства вследствие исчезновения «жестких», изолированных друг от друга, «закрытых» социальных структур отчасти компенсируется изменением системы социальной коммуникации и, в частности, транслируемыми сми ценностями, образцами, стандартами общественной жизнедеятельности. В ситуации ослабления межличностных контактов, повсеместного разъединения и соединения социальных общностей эти элементы выступают единственным критерием «правильности» поведения людей, позволяя им приобрести хотя бы временное чувство стабильности. СМИ превращаются таким образом в один из важнейших каналов социальной идентификации, становятся ориентиром деятельности большинства членов общества. Они дают человеку возможность поведения личности».^^ ^^Московичй с . Век толп. Исторический трактат по психологии масс: пер, с фр. М. 1996. с. 28. ^•Блумер Г. Коллективное поведение/Американская социологическая мысль: тексты, (под ред. В.И.Добренькова). М.1994. с. 184. "^ |