каналов социальной идентификации, становятся ориентиром деятельности большинства членов общества. Внедряемые СМИ стандарты и образцы якобы дают человеку возможность соответствовать требованиям рациональной цивилизации, включают его в процессы социальной жизнедеятельности, позволяя ему наиболее быстрым и эффективным образом взаимосогласовывать свои действия с действиями других людей. Однако это лишь видимость процесса. Австрийский социолог К.Мангейм еще в начале века отмечал, что современная эпоха удивительным образом совмещает в себе две противоречивые тенденции тенденцию ко всеобщему планированию, повсеместному распространению принципов научно-рационального подхода, в том числе внедрения рационально обоснованных технологий, направленных на усовершенствование общественной и индивидуальной жизни, и тенденцию к нарушению запланированных проектов, вследствие активизации духовной деятельности огромных масс людей, на которые воздействует индустриальный аппарат, тенденцию к иррационализации общественной жизнедеятельности, выражающуюся в повышении степени манипулируемости, внушаемости масс. Причиной этого выступает, по мнению автора, существующий «разрыв» между функциональной и субстанциональной рациональностью. Бели субстанциональная рациональность предполагает личную ответственность познающего субъекта и связана с процессами саморационализации и саморефлексии, то функциональная рациональность оказывается тождественной структурному упорядочению мыслительного акта, которое может задаваться извне. Система индустриального производства, с одной стороны, увеличивает общий потенциал рациональности, поскольку представляет собой функционально организованный ряд действий, в которые включается огромное количество людей. Но при этом она лишает человека способности 1Мангейм К Человек и общество в век преобразования. М.: ИНИОН АН СССР, 1991. C.S6. 72 |
66 соответствовать требованиям рациональной цивилизации, включают его в процессы социальной жизнедеятельности, позволяя ему наиболее быстрым и эффективным образом взаимосогласовывать свои действия с действиями других людей. В то же время необходимо заметить, что воздействие СМИ может оказываться не только компенсирующим, но и иметь негативные последствия. В частности примером такого воздействия может слулшть идеология массового потребления. Выражаясь в назойливо повторяющейся рекламе, настоятельно рекомендующей или ненавязчиво советующей, как следует поступать человеку, когда он хочет пить, есть, развлекаться или отдыхать, эта идеология утверждает принцип стандартизации в сферах, которые до сих пор оставались островком для утверждения сферы личностной индивидуальности. Австралийский социолог К. Мангейм еще в начале века отмечал, что современная эпоха удивительным образом совмещает в себе две противоречивые тенденции тенденцию ко всеобщему планированию, повсеместному распространению принципов научно-рационального подхода, в том числе внедрения рационально обоснованных технологий, направленных на усовершенствование общественной индивидуальной жизни, и тенденцию к нарушению запланированных проектов, вследствие активизации духовной деятельности огромных масс людей, на которую воздействует индустриальный аппарат, тенденцию к иррациональности общественной жизнедеятельности, выражающуюся в повышении степени манипулируемости, внушаемости масс. Причиной этого выступает, по мнению автора, соответствующий «разрыв» между функциональной субъекта, и субстанциональной с процессами рациональностью. Если и субстанциональная рациональность предполагает личную познающего связана ответственность саморационализации саморефлексии, то функциональная рациональность сказывается тождественной 66 67 структурному упорядочению мыслительного акта, которое может задаваться извне. Система индустриального производства, с одной стороны, увеличивает общий потенциал рациональности, поскольку представляет собой функционально организованный ряд действий, в которое включается огромное количество людей. Но при этом она лишает человека способности мышления, понимания, ответственности, заставляя его «жертвовать частью своей духовной зрелости», привыкнуть к тому, что им руководят, предоставляет ему «все меньше возможностей развивать субстанциональную рациональность как способность к формированию собственного суждения». Таким образом, нам вновь приходится констатировать двойственный характер процессов массовизации, выражающего, с одной стороны, возрастающую потребность общества в рациональной самоорганизации своей жизнедеятельности, а с другой стороны возникающие в процессе всеобщей рационализации «издержки» развития личности, бездумно и слепо подчиняющейся требованиям функциональной рациональности. Изменения характера социальной жизнедеятельности сопровождается нарастанием качественно новых тенденций в сфере социально-политической коммуникации. Выделяя наиболее существенные тенденции развития системы социальной коммуникации, необходимо отметить следующие моменты: 1) 2) увеличение объема и плотности информационнопреобразование «естественной» системы социальной коммуникации коммуникационных потоков, дифференциацию различных сфер коммуникации; в целенаправленно создаваемую и искусственно поддерживаемую систему, подчиняющуюся принципу функциональной рациональности; 3) «перевод» информации в разряд стратегических ресурсов, обеспечивающих эффективное развитие общества; И'Мангейм К. Человек и общество в век преобразования. М.; ИННОЙ АН СССР, 1991. с. 56. 67 |