мышления, понимания ответственности, заставляя его «жертвовать частью своей духовной зрелости», привыкнуть к тому, что им руководят, предоставляет ему «все меньше возможностей развивать субстанциональную рациональность как способность к формированию собственного суждения». Таким образом, можно констатировать противоречивый характер процессов массовизации, выражающей, с одной стороны, возрастающую потребность общества в рациональной самоорганизации своей жизнедеятельности, а с другой стороны, возникающие в процессе всеобщей рационализации «издержки» развития личности, бездумно и слепо подчиняющейся требованиям функциональной рациональности. Если сравнивать по критерию объективной обусловленности и субъективной предрасположенности различных социальных групп современного российского общества к «субстанциональной» или «функциональной рациональности», то очевидно, что к «функциональной рациональности» в большей степени расположена молодежь: она имеет меньший, чем другие социальные группы, социальный опыт, она формировалась в условиях идеологического плюрализма, а по существу вакуума. Следствием этого является невозможность значительной части молодежи самостоятельно принимать жизненно важные решении, адекватно оценивать их перспективы. И это в конечном итоге может привести к психологическим противоречиям и состоянию фрустрации этой группы не только в ближайшей перспективе, ной в более позднем возрастном периоде. Несомненно, что одной из самых мощных структур влияния на массовое сознание является система средств массовой информации (СМИ). Именно средства массовой информации в современном обществе могут контролировать основную часть информационного поля личности. Быстрая изменчивость информации, содержащаяся в каналах средств массовой информации (СМИ), приводит к быстрому стиранию традиционных форм мышления. Так, к примеру, телевидение как важнейший источник информации, является и мощным средством воздействия и 73 |
67 структурному упорядочению мыслительного акта, которое может задаваться извне. Система индустриального производства, с одной стороны, увеличивает общий потенциал рациональности, поскольку представляет собой функционально организованный ряд действий, в которое включается огромное количество людей. Но при этом она лишает человека способности мышления, понимания, ответственности, заставляя его «жертвовать частью своей духовной зрелости», привыкнуть к тому, что им руководят, предоставляет ему «все меньше возможностей развивать субстанциональную рациональность как способность к формированию собственного суждения». Таким образом, нам вновь приходится констатировать двойственный характер процессов массовизации, выражающего, с одной стороны, возрастающую потребность общества в рациональной самоорганизации своей жизнедеятельности, а с другой стороны возникающие в процессе всеобщей рационализации «издержки» развития личности, бездумно и слепо подчиняющейся требованиям функциональной рациональности. Изменения характера социальной жизнедеятельности сопровождается нарастанием качественно новых тенденций в сфере социально-политической коммуникации. Выделяя наиболее существенные тенденции развития системы социальной коммуникации, необходимо отметить следующие моменты: 1) 2) увеличение объема и плотности информационнопреобразование «естественной» системы социальной коммуникации коммуникационных потоков, дифференциацию различных сфер коммуникации; в целенаправленно создаваемую и искусственно поддерживаемую систему, подчиняющуюся принципу функциональной рациональности; 3) «перевод» информации в разряд стратегических ресурсов, обеспечивающих эффективное развитие общества; И'Мангейм К. Человек и общество в век преобразования. М.; ИННОЙ АН СССР, 1991. с. 56. 67 |