Проверяемый текст
Пилипенко, Станислав Александрович; Деятельность командования Красных и Белых войск по укреплению морального духа. Ноябрь 1917-ноябрь 1920 гг. (Диссертация 2003)
[стр. 142]

своевременно, ибо оно некоторое время выдерживалось в запасных батальонах, а затем направлялось походным порядком в действующие части.
Приходилось совершать марш-бросок протяженностью более 2 0 0 км, так как запасные батальоны были оторваны от железных дорог397.
Имели также место случаи, когда прибывающие
в качестве пополнения части не вливались в состав действующей армии.
Причиной было то, что пополнение, в силу своих низких морально-психологических качеств и уровня снабжения, могло, по оценке полевого штаба РВСР, данной 23 мая 1919 г., привести лишь к разло398 жению войск, ведущих боевые действия .
Одним из направлений организаторской работы
командования и политорганов по улучшению правового воспитания бойцов и командиров, укреплению их морального духа, следует считать, полагает диссертант, практику, когда с целью обеспечения устойчивости в арьергардных боях в части и соединения посылались для непосредственного участия в боях личный состав штабов и начальствующие лица.
Главком И.
Вацетис в
связи с этим потребовал, чтобы оперативные части штабов и командующие непосредственно руководили боевыми действиями399.
Правда, на практике пунктуального выполнения данного указания не было.

Таким образом, на Южном фронте была проведена определенная организаторская работа в анализируемой соискателем сфере.
Однако в силу ряда объективных и субъективных причин не все оригинальные замыслы как Главного командования Красной армии, так и командования Южного фронта были реализованы.
Необходимо подчеркнуть следующее обстоятельство.
Проводя во второй период соответствующую организаторскую работу по укреплению морального духа войск, подъема в них уровня правосознания личного состава, дисциплинированности и организованности, как Главное командование 3 9 7 См.: Южный фронт: сб.
док.
С.365.
3 9 8 См.: ДГКА.
С.418.
3 9 9 См.: Там же.
С.434.
[стр. 128]

вали, в полной мере, разложению войск.
Так, в политсводке политотдела Южного фронта от 3 января 1919 г.
отмечается, что 2 Украинский полк разложился в боевом и политическом отношении, хозяйственный аппарат расстроен, полк снабжается несвоевременно жалованьем, продовольствием, фуражом, не достает обмундирования.
И как следствие, в полку развита “провокационная агитация”'.
Другим направлением организаторской работы следует считать продуманное распределение поступающего из Центра пополнения, в первую очередь командного состава.
Так, командование Южного фронта запросило 3 февраля 1919 г.
у Главкома 10-12 тысяч человек “отборного пополнения с полным количеством командного состава”.
Причем, оно предназначалось, главным образом для 10 армии как “наиболее удаленной и сильно разложившейся”’.
При этом смело смещались даже командиры дивизий, их начальники штабов, командиры, которые не справлялись со своими обязанностями’.
Но иногда, как показывает анализ распорядительных документов командования Ю жного фронта, пополнения маршевыми ротами, направляемые в армии, не могли дойти до фронта своевременно, ибо оно некоторое время выдерживалось в запасных батальонах, а затем направлялось походным порядком в действующие части.
Приходилось совершать марш-бросок протяженностью более 200 км., так как запасные батальоны были оторваны от железных дорог*.
Имели также место случаи, когда прибывающие
на пополнение части не вливали в состав действующей армии.
Причина в том, что это пополнение, в с и л у его низких морально-психологических качеств и крайне низкого уровня снабжения.
могло, по оценке полевого штаба РВСР данной 23 мая 1919 г., привести лишь к
разложению войск, ведущих боевые действия®.
128 ' Там же, ф.
100, оп.
2, д.
189, л.
боб.
’См.; ДКФКА.
Т.
1.С .643.
’ См.: ДКФКА.
Т.
2.
С.
213.
*См.: Южный фронт.
Сборник документов.
С.
365.
®См.: ДГККА.
С.
418.


[стр.,129]

Одним из направлений организаторской работы по укреплению морального духа войск, полагает диссертант, следует считать практику, когда с целью создания устойчивости в арьергардных боях частей и соединений в них посылались для непосредственного участия в боях, личный состав штабов и начальствующие лица.
Главком И.
Вацетис в
данной связи потребовал, чтобы оперативные части штабов и командующие непосредственно руководили боевыми действиями'.
Правда, на практике пунктуального выполнения данного указания не было.

Анализ политической работы по укреплению морального духа войск следует предварить такими обобщающими суждениями диссертанта, сделанными им на базе анализа источников и литературы: — в отдельные моменты РВС Южного фронта проявил тонкое знание военной психологии и смог выработать некоторые психологические установки, способствующие развертыванию целенаправленной деятельности по укреплению морального духа войск.
Так, в приказах РВС фронта командованию 8 и 9 армий, после констатации факта неустойчивости некоторых частей и соединений, проявленных в боях и сражениях, дается оригинальное психологическое объяснение сложившейся ситуации — упоение рядом сравнительно легких побед над разложенными казачьими частями.
РВС фронта потребовал в данной связи принять все меры для разъяснения и внушения войскам, что силы “красновских банд”’ на исходе, но необходимо мобилизовать все силы для их разфома*; 129 — многие военные комиссары, как задающие генераторы в системе политической работы в войсках, проявляли не только способности организаторов и пламенных агитаторов, но и личное мужество в боях и сражениях.
Об этом регулярно сообщалось в изданиях, выходивших в свет на территории, подконтрольной большевистскому политическому режиму*, а также в листовках, 'См.: Там же.
С.
434.
’Так в тексте — Примеч.
соискателя.
*См.: ДКФКА.
Т.
1.С .
657.
*См., например: Правда.
1919.
2 февр.

[Back]