Проверяемый текст
Пилипенко, Станислав Александрович; Деятельность командования Красных и Белых войск по укреплению морального духа. Ноябрь 1917-ноябрь 1920 гг. (Диссертация 2003)
[стр. 144]

в отдельные моменты РВСР Южного фронта проявил тонкое знание военной психологии и смог выработать некоторые психологические установки, способствующие развертыванию целенаправленной деятельности по укреплению морального духа войск, повышению уровня воинской дисциплины и правосознания бойцов и командиров.
Так, в приказах РВС фронта командованию 8 -й и 9-й Армий, после констатации неустойчивости некоторых частей и соединений, проявленных в боях и сражениях, дается оригинальное психологическое объяснение ситуации упоение рядом сравнительно легких побед над разложившимися казачьими частями.
РВС фронта потребовал в связи с этим принять все меры для разъяснения и внушения войскам, что силы «красновских банд» 4 0 2 на исходе, но необходимо максимально мобилизоваться для их разгрома403; многие военные комиссары как генераторы в системе партийнополитической работы в войсках проявляли не только способности организаторов и пламенных агитаторов, но и личное мужество в боях и сражениях.
Об этом регулярно сообщалось в изданиях, выходивших в свет на территории, подконтрольной большевистскому политическому режиму404, а также в листовках
для красноармейцев405.
Между тем, и среди политкомиссаров, особенно полкового звена,
были случаи пьянства и разврата, что, по оценке вышестоящих политорганов, давало повод «для разложения некоторых несозна406 тельных масс солдат» ; формы и методы партийно-политической работы, которые реализовались в первый период, продолжали настойчиво проводиться в жизнь, но с коррективами, которые вносила динамика конкретной военно-политической, стратегической, оперативно-тактической обстановки.
Так, в январе 1919 г.
РВСР Южного фронта сориентировал политотделы дивизий на перенос их
402Так в тексте.
—Примеч.
соискателя.
4 0 3 См.: ДКФКА.
Т.1.
С.657.
4 0 4 См., например: Правда.
1919.
2 февр.
4 0 5 РГВА.
Ф.
100.
Оп.2.
Д.
176.
Л.36.
406Гражданская война на Украине: сб.
док.
Т.1, Кн.2.
С.374.
[стр. 129]

Одним из направлений организаторской работы по укреплению морального духа войск, полагает диссертант, следует считать практику, когда с целью создания устойчивости в арьергардных боях частей и соединений в них посылались для непосредственного участия в боях, личный состав штабов и начальствующие лица.
Главком И.
Вацетис в данной связи потребовал, чтобы оперативные части штабов и командующие непосредственно руководили боевыми действиями'.
Правда, на практике пунктуального выполнения данного указания не было.
Анализ политической работы по укреплению морального духа войск следует предварить такими обобщающими суждениями диссертанта, сделанными им на базе анализа источников и литературы: — в отдельные моменты РВС Южного фронта проявил тонкое знание военной психологии и смог выработать некоторые психологические установки, способствующие развертыванию целенаправленной деятельности по укреплению морального духа войск.
Так, в приказах РВС фронта командованию 8 и 9 армий, после констатации факта неустойчивости некоторых частей и соединений, проявленных в боях и сражениях, дается оригинальное психологическое объяснение сложившейся ситуации — упоение рядом сравнительно легких побед над разложенными казачьими частями.
РВС фронта потребовал в данной связи принять все меры для разъяснения и внушения войскам, что силы “красновских банд”’ на исходе, но необходимо мобилизовать все силы для их разфома*; 129 — многие военные комиссары, как задающие генераторы в системе политической работы в войсках, проявляли не только способности организаторов и пламенных агитаторов, но и личное мужество в боях и сражениях.
Об этом регулярно сообщалось в изданиях, выходивших в свет на территории, подконтрольной большевистскому политическому режиму*, а также в листовках,
'См.: Там же.
С.
434.
’Так в тексте — Примеч.
соискателя.
*См.: ДКФКА.
Т.
1.С .
657.
*См., например: Правда.
1919.
2 февр.


[стр.,130]

предназначенных для красноармейцев'.
М ежду тем, и среди политкомиссаров, особенно полкового звена,
имели место случаи пьянства и разврата, что, по оценке вышестоящих политорганов, давало повод “для разложения некоторых несознательных масс солдат”".
— формы и методы политической работы, которые нашли место на прак130 тике в первом периоде, продолжали настойчиво проводиться в жизнь, но с коррективами, которые вносила динамика конкретной военно-политической, стратегической, оперативно-тактической обстановкой.
Так, в январе 1919 г.
РВСР Южного фронта сориентировал политотделы дивизий на перенос их
основной деятельности непосредственно в части и соединения, “ближе к людям”".
А ЦК РКП (б), определяя содержание военных газет в июне 1919 г., дал такую ориентировку.
Нужно поменьше трафаретных статей, побольше бытового материала о жизни полка, кратких заметок о зверствах белых, фактических сообщений с разных фронтов, “побольше пропаганды воинской дисциплины (подчеркнуто соискателем), побольше популярности и простоты в изложении”*.
Как одно из главных направлений политической работы по укреплению морального духа войск следует расценивать практику усиления в частях и соединениях партийной прослойки.
Так, если в феврале 1919 г.
в 9 армии насчитывалось 1284 коммуниста, то в июне 1919 г.
— уже 3274".
Политотдел Ю жного фронта, отмечая роль парторганизаций в повышении боеспособности и м орального духа войск, констатировал: мобилизация коммунистов, “которую провела наша партия”, произвела колоссальный перелом на фронте'.
Правда, деятельность партийных ячеек не всегда находила понимание у командного состава.
Причем, не только из “военспецов”, но и из числа “красных офицеров”.
Так, политотдел Южного фронта в январе 1919 г.
отмечал, что в 97 саратовском полку организованы партийные ячейки, объединившие 60 че' РГВА, ф.
100, оп.
2, д.
176, л.
36.
"гражданская война на Украине.
Сборник документов.
Т.
1 Кн.
2.
С.
374.

"РГВА, ф.
100, оп.
2, д.
1, л.
29.
*Из истории гражданской войны в СССР.
Т.
2.
С.
794.
"См.: Колычев В.Г.
Указ.
соч.
С.
104.

[Back]