Проверяемый текст
Пилипенко, Станислав Александрович; Деятельность командования Красных и Белых войск по укреплению морального духа. Ноябрь 1917-ноябрь 1920 гг. (Диссертация 2003)
[стр. 174]

ждающего убежденность в том, что пламенной революционной фразеологией можно решить весь комплекс проблем в столь сложной сфере, как правовое воспитание личного состава войск.
Видимо, в комплексе со множеством причин объективного и субъективного порядка это стало одним из психологических стимуляторов того, что в ходе гражданской войны, когда Красная армия на Юге России терпела в условиях перманентной эскалации гражданской войны, главным образом, военные неудачи, репрессии были возведены в ранг самого надежного средства укрепления морального духа войск,
воинской дисциплины и правопорядка.
Не отрицая мирового и отечественного военно-исторического опыта, свидетельствующего о необходимости применения репрессий для укрепления морального духа войск, можно утверждать следующее.
Острие репрессий, применяемых красным командованием на Юге России, не всегда было направлено в сторону конкретных виновников.
Иногда, как, например, в истории с Сорокиным, здесь играли довлеющую роль политические факторы и амбиции субъектов деятельности,
в том числе по правовому воспитанию бойцов и командиров красных войск.
Факт применения репрессий не должен заслонять того, что с целью укрепления морального духа войск,
повышения уровня их правосознания все чаще стали проводиться продуманные организационные и политические мероприятия.
В
результате исследования установлено, что основные направления деятельности красного командования по укреплению морального духа личного состава объединений, соединений, частей,
повышения уровня их правосознания структурировались по ходу изменения военно-политической, стратегической и оперативно-тактической обстановки в гражданской войне на Юге России.
Здесь выделяются два крупных блока работы по укреплению морального духа войск
—организаторский и политический.
Именно сквозь призму данных блоков можно
утверждать то, что репрессии, столь масштабно практикуемые красным командованием с целью укрепления морального духа войск, сочетались с кропотливой воспитатель
[стр. 150]

Видимо, в комплексе с множеством причин объективного и субъективного порядка, это стало одним из психологических стимуляторов того, что в ходе гражданской войны, когда Красная армия на Юге России терпела (в условиях перманентной эскалации гражданской войны), главным образом, военные неудачи, репрессии были возведены в ранг самого надежного средства укрепления морального духа войск.
Не отрицая мирового и отечественного военноисторического опыта, свидетельствующего о необходимости применения репрессий для укрепления морального духа войск, можно утверждать следующее.
Острие репрессий, применяемых красным командованием на Юге России, не всегда было направлено в сторону конкретных виновников.
Иногда, как, например, в истории с Сорокиным, здесь играли довлеющую роль политические факторы и амбиции субъектов деятельности
по укреплению морального духа войск.
Факт применения репрессий не должен заслонять того, что с целью укрепления морального духа войск
все чаще стали проводиться продуманные организационные и политические мероприятия.
В
этом комплексе мер уже можно было усмотреть тенденцию (правда, пока что неустойчивую) к обеспечению непрерывности, оперативности и гибкости при воздействии на личный состав с целью повышения уровня его морально-психологического состояния.
Но в этом комплексе мер уже просматривалась также и тенденция к формализму и заорганизованности в проведении мероприятий, разрыву между словом и делом.
Во время крупных военных побед красных и окончательного разгрома белых на Юге России, все положительное и отрицательное, накопленное в сфере деятельности командования по укреплению морального духа войск нашло рельефное проявление.
Тот факт, что белые были разгромлены, свидетельствует и о крепости морального духа победителей.
Действительно, основные направления, формы и методы работы в сфере, упомянутой выше, постоянно адаптировались к динамике военно-политической обстановке.
Уже в то время появились некоторые направления (например, рациональное распределение 150

[стр.,178]

В целом же, сам факт создания структурированной системы, рассмотренной в диссертации, свидетельствует о том, насколько серьезно подходили противоборствующие стороны к успешному разрешению проблемы, рассматриваемой в диссертации.
В результате исследования установлено, что основные направления деятельности красного командования по укреплению морального духа личного состава объединений, соединений, частей
структурировались по ходу изменения военно-политической, стратегической и оперативно-тактической обстановки в гражданской войне на Юге России.
Здесь выделяются два крупных блока работы по укреплению морального духа войск —
организаторская и политическая.
Именно сквозь призму данных блоков можно
трактовать то, что репрессии, столь масштабно практикуемые красным командованием с целью укрепления морального духа войск, сочетались с кропотливой воспитательной работой, имеющей целью мобилизовать личный состав частей и соединений на эффективное выполнение задач по их боевому предназначению.
Характерно, что между блоками, упомянутыми выше, не всегда можно провести четкую разграничительную линию.
Например, разрешение тыловых проблем брали на себя зачастую политорганы и политработники дивизионного и полкового звена.
В организаторской работе по укреплению морального духа красных войск основными направлениями стали следующие: рациональное распределение поступающего пополнения; стремление максимально укомплектовать должности командного состава, особенно в полковом звене; всемерное улучшение тылового снабжения войск.
В политической работе по укреплению морального духа красных войск можно выделить три составляющие: организационно-партийная; агитационнопропагандистская; культурно-просветительная.
В организационно-партийной работе основными направлениями стали: забота о полном и качественном укомплектовании комиссарами и политработниками соединений и частей при особом внимании к полкам перовой линии; у 1фепление партийного ядра в воинских коллективах; расширение сети первичных партийных ячеек.
В агитапи178

[Back]