Проверяемый текст
Пилипенко, Станислав Александрович; Деятельность командования Красных и Белых войск по укреплению морального духа. Ноябрь 1917-ноябрь 1920 гг. (Диссертация 2003)
[стр. 66]

жагцих Красной армии как одной из важных составляющих достижения победы в гражданской войне.
Первым документом советской власти, где нашла отражение непростая диалектика принуждения и убеждения в определении сущности и содержания
анализируемой диссертантом концепции стала «Формула Торжественного обещания воинов Рабоче-крестьянской красной армии», узаконенная декретом ВЦИК от 22 апреля 1918 г.
1 6 8 (см..прил.5).
В данном документе: четко фиксировалось, что боец
РККА обязуется «строго и неуклонно соблюдать революционную дисциплину и беспрекословно выполнять все приказы командиров, поставленных властью Рабочего и Крестьянского правительства»169; законодательно вменялось в обязанность каждому воину воздерживаться самому и удерживать товарищей от всяких поступков, «порочащих и унижающих достоинство гражданина Советской Республики»170; воин предупреждался, что если он «по злому умыслу» отступит от даваемого им тожественного обещания, то его покарает «суровая рука революционного закона»171.
Поистине уникальным историческим литературным памятником, характеризующим диалектику принуждения и убеждения в определении сущности и содержания воспитания высокой дисциплинированности военнослужащих как необходимого условия крепкого морального духа РККА можно расценивать «Книжку красноармейца» 172 (см.
прил.б).
Она представляет собой своеобразный симбиоз нормативного акта советской власти, написанного необычным для юридических документов языком.
Здесь налицо элементы революционной фразеологии.
Тем не менее, «Книжка красноармейца» была б8См.: Собрание узаконений 19171918 гг.
№33.
Ст.
446.
б9 Тамже.
170Там же.
171Там же.
1 7 2 РГВА.
Книжка красноармейца.
М.: Изд-во военного отдела ВЦИК, 1918.
[стр. 51]

требовал от И.В.
Сталина сформировать РВС Южного фронта', но тот отказался выполнить распоряжение лидера правящей партии большевиков.
Представляется важным отметить следующее обстоятельство.
Позиция В.И.
Ленина, Л,Д.
Троцкого, И.В.
Сталина по рассматриваемой проблеме нашла свое юридическое оформление в нормативных актах советской власти.
По подсчетам соискателя, таких документов в 1918 1920 гг.
было издано около 50’.
Во всех них имеются непосредственные и опосредованные позиции, которые легли в концепцию морального духа Красной армии и его укрепления в целях достижения победы над врагом.
Первым документом советской власти, где нашла отражение непростая диалектика принуждения и убеждения в определении сущности и содержания воспитания
высокий дисциплинированности военнослужащих как необходимого условия крепкого морального духа армии, стала “Формула торжественного обещания красноармейца”, узаконенная декретом ВЦИК от 22 апреля 1918 г*, (см.
прил.
4).
В данном документе; четко фиксировалось, что боец
PKICA обязуется “строго и неуклонно соблюдать революционную дисциплину и беспрекословно выполнять все приказы командиров, поставленных властью Рабочего и Крестьянского правительства”*; законодательно вменялось в обязанность каждому воину воздерживаться самому и удерживать товарищей от всяких поступков, “порочащих и унижающих достоинство гражданина Советской Республи51 'См.: Владимир Ильич Ленин.
Биографическая хроника.1870 1924.
М., 1976.
С .21.
’Подсчет по: Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898 1980 гг.).
М., 1970 1981; КПСС о Вооруженных Силах Советского Союза.
Документы.
М., 1981; Партийно-политическая работа в Красной Армии (1918 февраль 1919 гг.).
Документы.
М., 1964; Партийно-политическая работа в Красной Армии (март 1919 1920 гг.).
Документы.
М., 1964; Партийно-политическая работа в Красной Армии (март 19211929 гг.).
Документы.
М., 1981; Декреты Советской власти.
Т.2.
М., 1959; Декреты Советской власти.
Т.
4.
М., 1968; Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства.
1920.№67.
Из истории гражданской войны.
Сборник документов: В Зт.
М., 1960 1963.
*См.: Собрание узаконений 1917 1918 гт.
№ 33.
ст.
446.
* См.: Там же.


[стр.,226]

Формула торжественного обещания красноармейца, утвержденная на заседании Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов от 22 апреля 1918 г.' 226 П рилож ение 4 1.
Я, сын трудового народа, гражданин Советской республики, принимаю на себя звание воина рабочей и крестьянской армии.
2.
Перед лицом трудящихся классов России и всего мира я обязуюсь носить это звание с честью, добросовестно изучать военное дело и как зеницу ока охранять народное и военное имущество от порчи и расхищения.
3.
Я обязуюсь строго и неуклонно соблюдать революционную дисциплину и беспрекословно выполнять все приказы командиров, поставленных властью рабочего и крестьянского правительства.
4.
Я обязуюсь воздерживаться сам и удерживать товарищей от всяких поступков, порочащих и унижающих достоинство гражданина Советской республики, и все свои действия и мысли направлять к великой цели освобождения всех трудящихся.
5.
Я обязуюсь по первому зову рабочего и крестьянского правительства выступить на защиту Советской республики от всяких опасностей и покушений со стороны всех ее врагов, и в борьбе за Российскую Советскую Республику, за дело социализма и братства народов не щадить ни своих сил, ни самой жизни.
6.
Если по злому умыслу отступлю от этого моего торжественного обещания, то да будет моим уделом всеобщее презрение и да покарает меня суровая рука революционного закона.
Председатель Центрального Исполнительного Комитета Я.
Свердлов Секретарь Аванесов 'Собрание узаконений 1917 1918 гг.
№ 33.
ст.
446.

[Back]