Проверяемый текст
Пилипенко, Станислав Александрович; Деятельность командования Красных и Белых войск по укреплению морального духа. Ноябрь 1917-ноябрь 1920 гг. (Диссертация 2003)
[стр. 67]

утверждена как «обязательная для всей Красной армии»173.
Это скрепили своими подписями: Председатель ВЦИК Я.
Свердлов; Председатель Совнаркома В.
Ульянов (Ленин); Председатель Высшей военной инспекции Н.
Подвойский.
Текстологический анализ «Книжки красноармейца» позволил диссертанту выйти на ряд обобщающих суждений: в документе разъясняется сущность Красной армии, цель и задачи борьбы советской власти; в популярной форме изложены «заповеди красноармейца», в которых особое внимание уделено разъяснению цели и задач борьбы советской власти, а также демонстрации рядовому бойцу роли большевистской партии в руководстве РККА; имеется обращение к сознанию бойца о том, что «мирному жителю нельзя ни угрожать, ни ранить, ни убивать его нельзя...
что хорошего, если с оружием в руках женщин насиловать будешь, домашний скарб и добро чужое отнимать станешь? Любить тебя за это не станут, а как от зверя бежать будут и проклинать
начнут»174,
отмечается в «Книжке красноармейца»; показана пагубность проявления трусости на поле боя, что труса все равно настигает смерть; бойцам выданы конкретные рекомендации по построению взаимоотношений с товарищами и начальством: с товарищами —вести себя как равный с равными, а с начальством исхода из того, что они «только более опытные и знающие братья; в бою, в строю, в казарме, за работой слушаться их приказаний должен, как из казармы вышел свободный, вольный человек, значит»175.
Здесь налицо влияние на авторов книжки эйфории от изначально практиковавшегося принципа комплектования Красной армии на
67 173Данный документ давался каждому солдату Красной армии при поступлении на службу.
Красноармеец
должен был постоянно хранить у себя «Книжку красноармейца».
17 РГВА.
Книжка красноармейца.
С.7.
175Там же.
С.8 .
[стр. 52]

ки”'; воин предупреждался, что если он “по злому умыслу” отступит от даваемого им тожественного обещания, то его покарает “суровая рука революционного закона”'.
Поистине уникальным историческим источником для рассматриваемой проблемы можно расценивать “Книжку красноармейца”' (см.
прил.
5).
Она представляет собой своеобразный нормативный акт советской власти, но написанный не присущим для юридических документов языком.
Налицо элементы революционной фразеологии.
Тем не менее, “Книжка красноармейца” была утверждена как “обязательная для всей Красной Армии”*.
Текстологический анализ “Книжки красноармейца” позволил диссертанту выйти на ряд суждений обобщающего характера: — в документе разъясняется сущность Красной армии, цель и задачи борьбы советской власти, в популярной форме изложены “заповеди красноармейца”, в которых особое внимание все также уделено разъяснению цели и задач борьбы советской власти, и показу рядовому бойцу роли большевистской партии в руководстве РККА; — имеется обращение к сознанию бойца, призывающее к лояльному отношению к мирному населению: “Мирному жителю нельзя ни угрожать, ни ранить, ни убивать его нельзя...
что хорошего, если с оружием в руках женщин насиловать будешь, домашний скарб и добро чужое отнимать станешь? Любить тебя за это не станут, а как от зверя бежать будут и проклинать
начнут”", показана пагубность проявления трусости на поле боя, что труса все равно настигает смерть; — бойцам выданы конкретные рекомендации по построению взаимоотношений с товарищами и начальством: с товарищами — вести себя как равный 52 'См.: Собрание узаконений 1 9 1 7 -1 9 1 8 гг.
№ 33.
ст.
446.
'Там же.
'РГВА.
Книжка красноармейца.
Изд-во военного отделаВЦИК.
М., 1918.
*Данный документ давался каждому солдату Красной армии при поступлении на службу.
Красноармеец
был должен постоянно хранить у себя “Книжку красноармейца” Примеч.
соискателя.
"РГВА.
Книжка красноармейца.
С.7.


[стр.,53]

С равными, а с начальством — исходя из того, что они — “только более опытные и знающие братья; в бою, в строю, в казарме, за работой слушаться их приказаний должен, как из казармы вышел — свободный, вольный человек, значит”'.
Здесь налицо влияние на авторов книжки эйфории от изначально практиковавшегося принципа комплектования Красной армии на
добровольных началах с одной стороны, и осознание необходимости перехода к всеобщей воинской повинности — с другой стороны; — в документе выражено некоторое недоверие начальствующему составу РККА через предупреждение рядовых бойцов о том, что “только на одно начальство не надейся: проверяй его, и сам в оба гляди, чтобы не обманули тебя”’.
Скоре всего, это обусловлено тем, что в Красную армию вступали и бывшие офицеры царской армии, к которым не было особого доверия со стороны отдельной части высшего военно-политического руководства Советской России, а также и со стороны рядовых красноармейцев.
Данный тезис подтверждается контент-анализом и факторным анализом опросных листов красноармейцев, попадавших в плен к белым (сохранились в РГВА)*.
Он показывает: более чем у 72% пленных наблюдается ярко выраженное недоверие к так называемым военспецам — бывшим офицерам царской армии.* Например, в графе 20 опросного листа* одного из пленных красноармейцев^ указан ответ: “Солдаты запуганы, кажется, что ихние командиры, бывшие офицеры сумеют их сдать в плен”'.
Вместе с тем, такая постановка вопроса отнюдь не способствовала созданию стройной системы укрепления морального духа личного состава РККА; — для придания “Книжке красноармейца” более законодательного характера в ней помещена “Формула торжественного обещания красноармейца”; 53 'РГВА.
Книжка красноармейца.
С.8.
’Там же.
* За единицу подсчета брался один абзац формализованного бланка опросного листа (соискатель).
* РГВА, ф.40307 “Varia”,оп.
I, д.353, л 1-76 * Настроение войск, отношение солдат к командному составу Примеч.
соискателя.
®Фамилия написана карандашом неразборчиво Примеч.
соискателя.


[стр.,229]

все зло в царе, помещиках и капиталистах, и чтобы свергнуть и на их место поставить свою рабочую, крестьянскую власть.
Вот какой дорогой ценой досталось оружие тебе, стало быть, и беречь его надобно как зеницу ока своего.
Без оружия ты ничто.
8) Как же ты должен обращаться с оружием? Любовно и осторожно.
Любовно потому, что если ты не будешь ходить за ним (чистить, смазывать, разбирать), то оно испортится и пропадет, а без оружия ты ничто.
И беречь ты должен его: добро то общее, народное, а не твое.
А самое главное, осторожно обращаться с оружием надобно.
Мирному жителю нельзя ни угрожать, ни ранить, ни убивать его нельзя.
Что хорошего, если с оружием в руках женщин насиловать будешь, домашний скарб и добро чужое отнимать станешь? Любить тебя за это не станут, а как от зверя бежать будут и проклинать начнут.

И вместо победы только неприязнь, нелюбовь даже у своих заслужишь.
9) Трусом поганым тоже быть нельзя.
Все равно — побежишь ли ты, бросивши сапоги и сумку, или останешься до конца в бою, все равно от смерти не уйдешь.
А потому надо бороться так, чтобы либо победить, либо умереть.
10) Как ты должен с товарищами быть? Как равный с равными, и начальство твое — это только более опытные и знающие старшие братья; в бою, в строю, в казарме, за работой слушаться их приказаний должен, как из казармы вышел — свободный, вольный человек, значит.
11) Но только на одно начальство твое не надейся: проверяй его и сам в оба гляди, чтобы не обманули тебя.
12) И выходит, стало быть, что красноармеец есть трудящийся честный солдат рабочей и деревенской бедноты, за которую он борется и, если нужно, умрет...
Перед торжественным обещанием Слушай, товарищ! Изучи присягу, перед тем, как подписать.
На что ты призван? Кто тебя призвал? Тебя призвал трудящийся народ, и дело, для которого ты призван,— твое собственное дело.
Красная Армия не будет лить, как прежняя, драгоценнейшую кровь народа из-за чужого дела и из-за корысти кулаков, помещиков и толстосумов.
Красная Армия — защитница трудящихся всех стран, рабочих и крестьян, таких, как ты.
229

[Back]