Проверяемый текст
Пилипенко, Станислав Александрович; Деятельность командования Красных и Белых войск по укреплению морального духа. Ноябрь 1917-ноябрь 1920 гг. (Диссертация 2003)
[стр. 73]

Апрель 740 Май 419 Июнь 365 Июль 393 Август 295 Сентябрь 176 Октябрь 1 2 2 Ноябрь 1 1 Декабрь 187 Всего 4337 Таким образом, в период гражданской войны в законодательных и нормативных актах советской власти, документах и материалах правящей большевистской партии нашла юридическое закрепление государственная концепция правового воспитания военнослужащих Красной армии как одной из важных составляющих достижения победы в гражданской войне в той части, где ее основой считается крепкая воинская дисциплина.
Характерно, что здесь, по сравнению с трудами лидеров большевистской партии и Советской России, акценты на принуждение, а фактически на репрессии, зачастую огульные, смещены достаточно рельефно.

Итак, мы установили, что государственная концепция правового воспитания военнослужащих Красной армии как одной из важных составляющих достижения победы в гражданской войне жестко детерминировалась классовым подходом к оценке событий и явлений.
На нее наложила неизгладимый отпечаток конкретно-историческая обстановка, главную сущность и содержание которой обусловливала братоубийственная гражданская война прямое порождение российской революции 1917 г.
находящаяся в
состоянии перманентной эскалации.
При выработке был нарушен принцип преемственности идей в развитии.
Большую роль
здесь сыграл и субъективный фактор позиция по рассматриваемой проблеме, которую занимали лидеры правящей большевистской партии, и в первую очередь В.И.
Ленин и Л.Д.
Троцкий.
[стр. 56]

ности и содержания рассматриваемой концепции.
С другой стороны — юридически расплывчато определен круг лиц, против которых должно быть направлено острие красного террора: все трусы, шкурники, попустители, укрыватели’.
А это уже почва для правового нигилизма и юридических злоупотреблений и, в конечном итоге, вакханалии беззакония в применении репрессий, что и случилось на Южном фронте.
Особенно тогда, когда там действовал И.В.
Сталин.
Тенденция повышенного внимания к репрессивным аспектам в документах правяш;ей партии большевиков, советской власти, как показывает анализ, становилась доминирующей.
Причем, особая требовательность предъявлялась к членам РКП (б).
Так, 9 июля 1919 г.
вышло в свет Обращение ЦК РКП (б) “Всем организациям РКП (большевиков)”.
В нем ЦК напоминал всем коммунистам, что “на фронте, как и везде, они должны быть образцом дисциплинированности, и всякое своеволие, отказ принять то или иное боевое назначение должно будет караться военным революционным трибуналом”'.
И такая линия жестко проводилась в жизнь на всем протяжении гражданской войны.
И не только по отношению к коммунистам, а ко всем бойцам и командирам.
П одтверждение тому — статистика расстрелов бойцов и командиров Красной армии, сохранившаяся в РГВА (см.
прил.
7).
Таким образом, в период гражданской войны в законодательных и нормативных актах советской власти, документах и материалах правящей большевистской партии нашла
закрепление концепция морального духа РККА и его укрепления в целях достижения победы над врагом в той части, где ее основой считается крепкая воинская дисциплина.
Характерно, что здесь, по сравнению с трудами лидеров большевистской партии и Советской России, акценты на принуждение, а фактически — на репрессии, зачастую огульные, смещены достаточно рельефно.

Концептуальные основы морального духа Красной армии и его укрепления в целях достижения победы над врагом жестко детерминировались классо56 ’См.: Из истории гражданской войны в СССР.
Сб.
документов.
Т.
1.
М., 1960.
С.
465-466.


[стр.,57]

вым подходом к оценке событий и явлений.
На них наложила неизгладимый отпечаток конкретно-историческая обстановка, главную сущность и содержание которой обусловливала гражданская война — прямое порождение российской революции 1917 г, — находящаяся в стадии перманентной эскалации.
При выработке рассматриваемой концепции был нарушен принцип преемственности идей в развитии.
Большую роль
сыграл здесь и субъективный фактор — позиция, которую занимали лидеры правящей большевистской партии, и в первую очередь В.И.
Ленин и Л.Д.
Троцкий.

Рассматриваемые концептуальные основы формировались в комплексе с теоретическим осмыслением значимости партийно-политической работы в Красной армии.
Ядром здесь стало теоретико-методологическое обоснование проблем укрепления воинской дисциплины и правопорядка на качественно новых основах.
Причем, в этих основах рельефное отражение нашли как доминанта принуждения, так и убеждения.
Вряд ли по силам диссертанту дать исчерпывающий ответ на следующий вопрос: какая из доминант, указанных выше, занимала ведущее положение.
Однозначные и простые ответы здесь неуместны.
Думается, что для историков (да, пожалуй, и не только) тут есть самостоятельное исследовательское поле.
В целом не будет преувеличением сказать, что концептуальные основы морального духа Красной армии и его укрепления в целях достижения победы над врагом в вооруженной борьбе — неординарный исторический памятник военно-теоретической мысли большевизма, рожденный в экстремальных условиях гражданской войны и, в основном, успешно претворенный на практике.
57 'КПСС о Вооруженных Силах Советского Союза.
М., 1969.
С.92.

[Back]